Звуковая сигнализация в автомобиле

Звуковая сигнализация в автомобиле

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю. Назначение и принцип действия системы звуковой сигнализации автомобиля // Современная техника и технологии. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/02/1639 (дата обращения: 25.05.2018).

Системы звуковой сигнализации предназначены для обеспечения безопасности движения автомобиля в транспортном потоке и используются для оповещения пешеходов и водителей других транспортных средств о наличии и приближении автомобиля (для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов; в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия) [ 1 ] . Звуковые сигналы также используются для оповещения о состоянии рабочих агрегатов автомобиля и включаются в противоугонные устройства.

Система звуковой сигнализации состоит из звуковых сигналов (одного или нескольких), выключателя и реле звуковых сигналов, соединительных проводов.

Звуковые сигналы подразделяют:

— по характеру звучания – на шумовые и тональные;

— по устройству – на рупорные и безрупорные;

— по роду тока – на сигналы постоянного и переменного тока;

— по принципу действия – на электрические вибрационные и электропневматические.

Электроснабжение звуковых сигналов постоянного тока осуществляется от бортовой сети электрооборудования автомобиля.

Звуковое давление должно быть в пределах от 85 до 125 дБ.

По устройству и принципу действия шумовые и тональные сигналы незначительно отличаются друг от друга. Наиболее широко распространены электрические вибрационные безрупорные и рупорные звуковые сигналы сравнительно малой мощности от 40 до 60 Вт, обладающие достаточно хорошим звучанием. Они представленные в соответствии с рисунком 1.

Для того, чтобы исключить влияние колебаний автомобиля на звукоизлучение, применяют рессорную подвеску звуковых сигналов. Следует учитывать, что слышимость сигнала изменяет возникающее при движении автомобиля вихревое движение воздуха. Кроме того, чем больше скорость автомобиля, тем меньше расстояние, на котором слышен сигнал.

Обычно на автомобили устанавливают комплект звуковых сигналов: один низкого тона и один или два высокого тона. В зависимости от силы потребляемого тока звуковые сигналы в комплекте включают параллельно или последовательно. Включение безрупорных сигналов, которые потребляют токи меньшей силы, чем рупорные, осуществляется непосредственно механическим выключателем звуковых сигналов (кнопкой, рычагом или механическими выключателями иной конструкции). Рупорные сигналы потребляют токи силой, превышающей допустимые значения для механических выключателей звуковых сигналов. Для включения сигналов в таком случае применяют промежуточные электромагнитное реле (реле сигналов), при применении которых через механический выключатель звуковых сигналов протекает ток небольшой силы, потребляемый обмоткой реле звуковых сигналов.

а – безрупорные сигнал; б – рупорный сигнал

Рисунок 1 – Электрические звуковые сигналы

Также при установке двух или более безрупорных сигналов ток, проходящий через контакты выключателя звуковых сигналов, может достигать таких значений, при которых произойдет их подгорание. В этих случаях также для разгрузки выключателя сигналов применяется электромагнитное реле.

Цепь электроснабжения звуковых сигналов обязательно защищается предохранителями.
Комплект сигналов, как правило, включает два безрупорных или два рупорных (низкого и высокого тонов), настроенных на совместную работу.

Принципиальная электрическая схема управления звуковыми сигналами автомобиля Урал-4320-31 представлена в соответствии с рисунком 2. На автомобиле установлено два рупорных сигнала.

Принцип работы электрического звукового сигнала представлен на примере безрупорного шумового звукового сигнала. Его устройство проще, чем рупорного, и представлено в соответствии с рисунком 3. Принцип действия и устройство рупорных тональных звуковых сигналов (например, автомобиля Урал-4320-31) во многом аналогичны устройству и действию безрупорного шумового звукового сигнала. Но резонатором в тональном сигнале является столб воздуха, заключенный в его рупоре [2 ].

1 – реле звуковых сигналов 901.3747 (30, 85, 86, 87 – обозначение его контактов); 2 – предохранитель плавкий ПР119-01; 3 – выключатель звуковых сигналов 2802.3829; 4, 5 – сигналы звуковые низкого и высокого тона С306Д и С307Д

Рисунок 2 – Принципиальная электрическая схема управления звуковыми сигналами автомобиля Урал-4320-31

1 – контакты; 2 – якорь; 3 – резонатор; 4 – мембрана; 5 – сердечник; 6 – обмотка электромагнита; 7 – стержень мембраны; 8 – искрогасящий конденсатор; 9 – регулировочный винт;
10 – выводы обмотки

Рисунок 3 – Устройство безрупорного шумового звукового сигнала

Выводы обмотки 10 сигнала подсоединены: один через выключатель звукового сигнала к корпусу автомобиля (к выводу «–» аккумуляторной батареи (АКБ); а другой – к выводу «+» АКБ. При включении сигнала электромагнит, состоящий из сердечника 5 и обмотки 6, притягивает якорь 2, вместе с которым перемещается мембрана 4 с резонатором 3.

В конце хода якоря 2 размыкаются контакты 1 прерывателя. Обмотка электромагнита 6 обесточивается и под действием упругой силы мембрана 4 движется в обратном направлении, вновь замыкая контакты. Пока включен выключатель сигнала цикл движения якоря с мембраной повторяется. Вибрация мембраны передается резонатору 3.Частота колебаний мембраны и резонатора определяют тон и силу звучания сигнала. Регулировочный винт 9 изменяет характер звучания сигнала, меняя положение контактов относительно якоря. Для уменьшения искрения контактов 1 параллельно им включается конденсатор 8.

Библиографический список

  1. Правила дорожного движения 2011 с картинками и знаками [Электронный ресурс]. URL : http : // carsguru.net / pdd / pdd.html
  2. Чижков Ю. П. Электрооборудование автомобилей. Курс лекций. Ч. 2 [Текст] / Ю. П. Чижков – М.: Машиностроение, 2003. – 320 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2018. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».

Звуковая сигнализация

На автомобиле установлен рупорный электромагнитный вибрационный звуковой сигнал типа С309 (11.33). На корпусе сигнала имеется изолированный штекерный наконечник для подсоединения про¬вода и регулировочный винт.

Подключение звукового сигнала к бортсети автомобиля осуществляется по однопроводнои схеме (рис, 11.34). Масса электрической цепи обеспечивается контактом, крепеж¬ной шпильки корпуса сигнала с кронштейном, приваренным к попе¬речине рамы автомобиля. В связи с этим надежность крепления сигна¬ла на кронштейне оказывает значи¬тельное влияние на электрические и акустические параметры сигнала в эксплуатации.

Технические параметры сигнала: потребляемый ток 7,5 А; уровень звукового давления в диапазоне частот 24Q0—3500 Гц — 105 дБ; основная частота 480—510 Гц.

Звуковой сигнал включается при нажатии на любой из двух вклю¬чателей, расположенных на спицах рулевого колеса. Соединительные провода подключены к контакт¬ным пластинам включателей с по¬мощью штекерных наконечников се¬рии 2,8 мм. Поэтому в эксплуа¬тации при демонтаже деталей руле¬вого управления необходимо обра¬щать внимание на надежность креп¬ления к контактным пластинам включателей наконечников соедини¬тельных проводов ввиду их малых размеров.

С целью разгрузки контактов вы¬ключателей и снижения падения на¬пряжения на клеммах звукового сиг¬нала в. цепи его питания установлено промежуточное реле 113.3747. смонтированное на печатной плате в составе монтажного олока реле и предохранителей. Нужно иметь о виду, что звуковой сигнал рассчи¬тан на кратковременную работу. В эксплуатации рекомендуется пе¬риодически проверять надежность крепления сигнала и наконечника соединительного провода. Если сила и качество звучания сигнала сни¬зятся, необходимо его отрегулиро¬вать незначительным поворотом ре¬гулировочного винта на его корпусе

вправо или влево до достижения громкого и чистого звука. Когда этого достичь не удается, следует разобрать сигнал, вывернув четыре соединительных винта, и зачистить контакты прерывателя. Потерев кон¬такты чистой ветошью, собрать сиг¬налы и повторно отрегулировать.

В эксплуатации периодически сле¬дует очищать поверхности рупора от пыли и грязи, влияющих на акусти¬ческие параметры сигналов.

Возможные неисправности зву¬кового сигнала, их причины и спосо¬бы устранения приведены в табл. 11.23.

При разборке сигнала необхо¬димо следить .за сохранностью про¬кладки между мембраной и «корпу¬сом сигнала. При сборке надо установить старую прокладку, а в случае ее повреждения — анало¬гичную из фибры или электрокар¬тона той же толщины, что сохра¬нит зазор (1,15 + 0,05) мм между сердечником и якорем. Мембрана с трещинами и сколами подлежит замене.

Качество изоляции токоведущих частей сигнала проверяется контроль¬ной лампой, подключенной к сети с напряжением 220 В, загорание кото-

рой свидетельствует о нарушении изоляции и необходимости ее вос¬становления.

Отсутствие межвиткового замыка¬ния или обрыв обмотки катушки электромагнита определяют заме¬ром ее сопротивления омметром. Уменьшение сопротивления обмот¬ки, замеренное на выводных концах, по сравнению с исходными данными свидетельствует о замыкании между витками обмотки, а увеличение до бесконечности — об обрыве об¬мотки электромагнита сигнала. Катушку электромагнита, имеющую обрыв или замыкание обмотки, заме¬няют новой.

Подгоревшие контакты прерыва¬теля звукового сигнала зачищают аналогично контактам прерывателя системы зажигания, а при толщине вольфрамового слоя менее 0,5 мм за¬меняют новыми.

Если отремонтированный звуко¬вой сигнал не включается, надо проверить надежность соединения проводов, состояние контактов вы¬ключателя в рулевом колесе и реле включения сигнала в монтажном блоке. Загрязненные, окисленные контакты — зачистить.

Категория Volvo