Зарядное устройство автомобильного аккумулятора микроконтроллер

Схема зарядного устройства на микросхеме LM317

Еще одна простая, но очень эффективная схема зарядного устройства на интегральном стабилизаторе напряжения LM317. Устройство может быть использована для зарядки 12 вольтовый кислотных батарей, в том числе и автомобильных аккумуляторов. Первый вывод микросборки применяется для контроля напряжения на выходе схемы, то есть зарядного потенциала. Второй контакт является управляющим. На третий пин поступает входное напряжение питания.

Зарядный ток и потенциал на выходе контролируется биполярным транзистором Q1, резистором R1 и переменным сопротивлением R5. Когда батарея только подсоединена к клемам ЗУ, ток через резистор R1 увеличивается. Это, увеличивает проходящий ток и от LM317. Когда аккумулятор полностью заряжен, радиолюбительская конструкция снижает ток заряда, и АКБ заряжется в режиме непрерывной подзарядки низким током.

Микросборку необходимо разместить на радиаторе. LM317 стабильно работает при разности входного и выходного потенциала на 3 вольта. С помощью сопротивления R5 можно изменять напряжение зарядки.

Сопротивление R1 обладает нестандартным номиналом, его можно собрать использовав параллельное соединение резисторов, в количестве двух штук номиналом 1 Ом. Вторичная обмотка должна свободно попускать ток в 1,5 ампера.

Напряжение на схему ЗУ подается на клеммы Х1 и Х2 от внешнего блока питания постоянного напряжения 12-20 вольт. Зарядный ток поступает на индикатор светодиод HL1, транзистор VТ1 и стабилизатор напряжения LM317. Стабилизированное напряжение выводится на клеммы Х3 и Х4, которые подсоединяются к свинцово-кислотному аккумулятору.

Величина падения напряжения, необходимая для отпирания транзистора VT1, задается резистивным делителем на резисторах R3 и R4. Если ток зарядки ниже установленного уровня тока (ограничение тока задается подстроечным сопротивлением R4), светодиод HL1 не горит. С ростом тока заряда, свечение светодиода плавно возрастает.

Переменным сопротивлением R5 устанавливаем выходное напряжение на выходе. Для аккумуляторов с номинальным напряжением 6 В выходное напряжение заряда должно быть 6,8…6,9 В, для типовых автомобильных аккумуляторов 12 В на выходе следует установить 13,6…13,8 В.

Устройство рассчитано для зарядки аккумуляторных батарей ёмкостью около 1,2 Ампер-часа. В конструкции предусмотрен регулятор напряжения и тока. Схема состоит из понижающего трансформатора, а блока выпрямителя на диодах Д1 и Д2. Электролитическая емкость С1 используется в роли входного фильтра для снижения пульсаций выпрямленного напряжения. Стабилизатор ДLM317, регулирует ток заряда и напряжение. Диод Д3 защищает конструкцию от вероятного обратного броска тока от аккумулятора. Микросхему требуется обязательно установить на радиатор.

Трансформатор, должен быть по мощности не ниже 25 ватт, с вторичной обмоткой со средней точкой, на ток 1.5 А и напряжение 14 вольт. Схему рекомендуется дополнить амперметром. Учтите в этом ЗУ отсутствует защита от короткого замыкания.

Зарядное устройство автомобильного аккумулятора микроконтроллер

Зарядное устройство такая вещь, которая необходима каждому владельцу автомобиля. Можно купить готовое ЗУ в магазине, можно собрать его самому по многим известным схемам, а можно использовать промежуточный вариант — приобрести конструктор для самостоятельной сборки. В этом случае вам понадобится только силовой трансформатор и корпус. Недавно заказал такое ЗУ и теперь поделюсь информацией о нём с вами, уважаемые посетители сайта «Радиосхемы».

Технические характеристики ЗУ:

Вольтметр ……………………………. ….. 0 до 29,9 Вольт

Амперметр . до 9,9 Ампер

Стабилизатор тока зарядки ………. …… от 0,5 до 9,9 Ампер

Таймер отключения заряда ……………. ….. от 1 до 30 часов

Заданное напряжение на аккумуляторе, при котором будет отключен заряд ……………………. …. от 5,1 до 30,0 Вольт

Защита от короткого замыкания

Защита от переполюсовки при подключении аккумулятора

Комплект поставки:

Диодный мост 50 Ампер …. ….. 1 шт.

Тиристор 12 Ампер …………. 1 шт.

Рамка для индикатора ..…. …… 1 шт.

Назначение прибора

Зарядное устройство SPARK-3 предназначено для заряда аккумуляторов с напряжением 6, 12, 24 вольт током от 0,5 до 9,9 ампер до заданного напряжения или заданное время. В состав прибора входят: Вольтметр, Амперметр, стабилизатор тока, автомат отключения при достижении на аккумуляторе заданного напряжения, таймер. В комплект входит собранная и отлаженная плата, диодный мост, симистор, два диода и рамка для монтажа индикатора в корпус. Управление производится с помощью трех кнопок:

Для включения режим зарядки нажать «Верх” при этом засветится светодиод «зарядка” инициируя включенный режим зарядки. Последующие нажатия на кнопку «Верх” будут переключать индикацию напряжения или тока. Если включен амперметр, на индикаторе показана буква «А” (например «0,0А”). Для отключения режима заряда нажать кнопку «Вниз”, светодиод » зарядка” гаснет, последующие нажатия этой кнопки так же поочередно показывают на индикаторе напряжение или ток. Для изменения параметров заряда служит кнопка «Меню”.

При первом нажатии и удержании будет показан символ вольтметра «— U” после отпускания показано напряжение от 5,1 до 30,0 вольт. Последняя цифра мигает. С помощью кнопок «Верх” и «Вниз” установить требуемое напряжение, при достижении которого будет отключен режим заряда.

При втором нажатии и удержании будет показан символ ампер » A” после отпускания показано задание тока заряда от 0,5А до 9,9А в амперах с помощью кнопок «Верх” и «Вниз” установить требуемый ток заряда.

При третьем нажатии и удержании будет показан символ часов » h” при отпускании показано задание таймера отключения от 1h до 30h (от 1 до 30 часов) с помощью кнопок «Верх” и «Вниз” установить требуемое значение таймера отключения.

При четвертом нажатии на индикаторе будут три черточки «— — —”. при отпускании прибор выйдет из режима Меню, на индикаторе не будет мигать последняя цифра.

Как заряжать аккумулятор

Подсоедините крокодилы, на клеммы аккумулятора нажимая кнопку «Вниз” переключите прибор в индикацию напряжения. Вольтметр покажет напряжение на аккумуляторе. Нажмите кнопку «Верх”. Включится светодиод » зарядка”. Ток будет плавно подниматься до заданного значения. Каждые две минуты ток выключается на 4 секунды и при отключенном токе напряжение сравнивается с заданным максимальным напряжением, если напряжение на аккумуляторе достигнет заданного значения, то зарядка отключится и светодиод » зарядка” погаснет. Если напряжение на аккумуляторе не достигнет максимального значения, то отключение произойдет по истечении задания таймера (от 1 до 30 часов).

— Для ручного отключения зарядки нажать кнопку «Вниз”


Аккумулятор с напряжение меньше 5 вольт заряжаться не будет.


При переполюсовке клемм ток зарядки так же не будет включен.


При выключенном заряде или отсутствии сети 220 вольт прибор не разряжает аккумулятор.

Сборка зарядного устройства

Собираем зарядное устройство с МК согласно принципиальной схемы — клик для увеличения картинки:

Для сборки зарядного устройства SPARK-3 потребуется трансформатор мощностью от 100Вт до 250Вт с напряжением на вторичной обмотке 18 — 22 Вольт, корпус и радиатор (пластина размером 100*150*3 мм). Если необходимо собрать зарядное устройство для аккумуляторов 24 вольта, то трансформатор должен иметь напряжение на вторичной обмотке 30 вольт.

Выпрямитель и симистор закрепить на радиаторе. Радиатор закрепить в корпусе через изоляторы. Кнопки на плате служат только для проверки устройства при установке в корпус рекомендуеся припаять другие кнопки установленные на передней панели.

При первом включении не подключая аккумулятор, нажимая кнопку «Вниз” переключить в Вольтметр. Вольтметр должен показывать «00,0» если вольтметр показывает напряжение, значит, пробит симистор, подключать аккумулятор недопустимо. Для замены подойдет любой импортный симистор на ток 12-20 ампер. Не подключать отечественные симисторы — для них требуется большой ток включения. Цена данного набора может колебаться в пределах 12-20уе — уточняйте в интернет магазинах. В дальнейшем устройство будет собрано, подключено к электронному трансформатору и размещено в корпусе. Следите за публикациями!