Зарядка аккумулятора автомобиля с помощью зарядного устройства

О зарядке автомобильного аккумулятора

Автоматические пускозарядные устройства для аккумулятора автомобиля — схемы, обзор о том как заряжать АКБ.

Давно прошло то время, когда двигатель автомобиля запускали с помощью «кривого стартера». Теперь все автомобили оснащены электростартером, питающимся от аккумуляторной батареи. Кроме того современный автомобиль оснащен огромным количеством электронного оборудования для работы которого также необходимо электрическое питание от аккумулятора. Именно поэтому для нормальной эксплуатации автомобиля так важна исправная аккумуляторная батарея.

Основными характеристиками аккумуляторной батареи являются ее габаритные размеры, расположение клемм, номинальное напряжение, емкость и пусковой ток. Важность соблюдения этих параметров неоспорима, ведь неправильно подобранный аккумулятор будет работать в условиях недозаряда или перезаряда, что приведет к преждевременному выходу батареи из строя. Но даже правильный аккумулятор со временем может не справиться со своей основной задачей, а именно не сможет запустить двигатель автомобиля. Происходит это из-за неполадок в электрооборудовании, работы батареи в условиях недозаряда или большого количества дополнительного электрооборудования, непредусмотренного техническими характеристиками автомобиля. И самое главное эксплуатация аккумуляторной батареи в условиях низких температур. Ведь номинальная емкость батареи снижается на 35% при температуре около нуля, и падает вдвое при более низких температурах. Именно поэтому в арсенале опытного автолюбителя зарядное устройство занимает столь же важное место, как домкрат и воздушный компрессор.

Можно просто купить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Или для зарядки аккумуляторной батареи можно воспользоваться выпрямителем постоянного тока сделанного своими руками. Схема такого устройства довольно проста: вот схема зарядного устройства для автомобильно аккумулятора с контролем заряда и более простая схема зарядки аккумулятора авто без контроля заряда..

Сам процесс зарядки аккумулятора может производиться двумя методами, при постоянном токе и при постоянном напряжении. В первом случае номинальный ток должен составлять одну десятую емкости аккумулятора. Напряжение в процессе зарядки придется менять либо вручную, либо автоматически, для этого необходимо регулирующее устройство. Зарядка при постоянном токе может полностью зарядить аккумуляторную батарею. Однако этот процесс требует повышенного внимания, так как электролит нагревается, выделяет ядовитый газ и может вообще выкипеть, что может привести к замыканию пластин и даже взрыву. Поэтому такая зарядка не должна длиться более суток. Зарядка автомобильного аккумулятора при постоянном напряжении более безопасна, однако она не позволяет полностью зарядить батарею. Именно поэтому заводские зарядные устройства используют комбинированный метод, когда сначала используется зарядка при постоянном токе, а на последнем этапе, чтобы избежать нагрева и выкипания электролита, используется зарядка при постоянном напряжении. Причем переключение режимов происходит автоматически с помощью потенциометра.

Типы и параметры зарядных устройств для автомобильного аккумулятора.

Зарядные устройства стоит разделить на два типа: зарядно-предпусковые и зарядно-пусковые. К первым относятся самодельные и заводские выпрямители постоянного тока, предназначенные для зарядки аккумуляторной батареи при наличии источника тока. Вторые – более универсальные – пуско-зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов. Пуско-зарядные устройства можно использовать для зарядки аккумулятора от сети (при этом зарядка производится при небольших значениях тока в течение 12-15 часов, а постоянный контроль изменения напряжения позволит избежать перезаряда) и для запуска двигателя при разряженном аккумуляторе. Для быстрой интенсивной зарядки и запуска двигателя при разряженном аккумуляторе и без постороннего источника тока такие модели пуско-зарядных устройств могут выдавать ток на уровне 100А и более.

Кроме этого зарядные устройства делят на два класса. К первому классу относятся модели зарядных устройств, в которых с выпрямителем тока в единую схему подключен большой трансформатор. Из-за этого их и называют трансформаторными. Эти модели проверены временем и достаточно надежны в эксплуатации. Однако трансформаторные модели имеют относительно большие размеры и вес. Поэтому у автолюбителей набирает популярность второй тип зарядных устройств – импульсные. Такие модели используют высокочастотный преобразователь напряжения, по сути тот же трансформатор, но меньших размеров.

Главные параметры пуско-зарядного устройства:

  • Напряжение – 12В (для зарядки аккумуляторов легковых автомобилей и микроавтобусов) или 24В (для зарядки аккумуляторов грузовых автомобилей и тракторов).
  • Пусковой ток – Номинальное значение этого параметра у зарядного устройства должно быть выше, чем у батареи.
  • Защита – Обязательное наличие защитных систем от неправильного подключения полюсов, от короткого замыкания, а также наличие автоматической регулировки тока заряда.

Кроме того очень желательно, чтобы зарядное устройство могло реанимировать полностью разряженный аккумулятор. Хорошо, если есть встроенная защита от перезаряда аккумулятора, а также возможность зарядки батареи без присмотра.

Наиболее популярные зарядные (пуско-зарядные) устройства для автомобильных аккумуляторов.

На данный момент на рынке представлена огромная масса разнообразных зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов, как отечественного, так и зарубежного производства. Вот лишь некоторые из них.

Зарядное устройство итальянской фирмы Telwin модели alpine 18 boost 230V используется для зарядки батарей грузовых и легковых автомобилей напряжением 12В и 24В. Это трансформаторное устройство работает только от сети 220В и продаётся по цене порядка 2350 рублей.

Известная в автомобильном мире компания Bosch выпускает целую серию зарядных устройств BATTMAX (с цифровыми индексами 4, 6 ,8 и 12). Все устройства имеют надежную защиту от короткого замыкания, неправильного подключения по полярности и перегрева. Есть светодиодная индикация статуса заряда батареи. К сожалению, устройство не оснащено стабилизатором, а значит, его корректная работа зависит от реального напряжения в сети. Цены на зарядные устройства Bosch BATTMAX начинаются с отметки в 2200 рублей.

Импульсное зарядное устройство Тамбовского завода «Электроприбор» ЗУ-55А также отвечает основным требованиям и отличается демократичной ценой 1670 рублей.

Еще одно отечественное зарядное устройство Петербуржского завода СОНАР имеет три автоматических режима работы, защиту от короткого замыкания и переполюсовки, а также не допускает перезаряда. Главным достоинством можно считать цену в 970 рублей.

Пуско-зарядное импульсное устройство фирмы Black&Decker BDV 012i произведено в Китае под надзором этой именитой фирмы, поэтому качество изделия нареканий не вызывает. Этот универсальный прибор способен заряжать аккумуляторы легковых автомобилей, бытовой техники и электроники. Кроме того он может обеспечить запуск двигателя, даже если автомобильный аккумулятор полностью разряжен. Зарядно-пусковое устройство BDV 012i способно работать как от бытовой электрической сети с напряжением 220В, так и от автомобильной розетки 12В или прикуривателя. Оно оснащено индикаторами уровня зарядки батареи, а также специальным отсеком для хранения кабелей и клемм. Более того, модель BDV 012 I имеет встроенный светодиодный фонарь и воздушный компрессор 8.2 атмосферы. При этом устройство довольно компактное и отличается небольшим весом. Соответственно цена столь универсального устройства несколько выше и приближается к 4000 рублей.

Конечно выбор определенного зарядного устройства дело самого покупателя, при этом потребитель точно должен представлять, для каких целей ему необходим такой прибор, и делать свой выбор осознанно.

Правильная зарядка аккумулятора автомобиля при помощи зарядного устройства

Любой автолюбитель рано или поздно сталкивается с проблемой зарядки аккумулятора. От этого не уйти и нужно научиться заряжать АКБ, если вы ещё не умеете. Иначе наступит ситуация, когда перед вами будет автомобиль с дохлым аккумулятором, а вы даже не будете знать с какого бока к нему подойти. В интернете можно встретить много вопросов, касающихся процесса зарядки. Требуется ли снятие батареи с автомобиля или нет? Что понадобиться для зарядки? Как правильно заряжать? Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить в нашем сегодняшнем материале.

Что понадобиться для зарядки аккумулятора?

Для зарядки аккумулятора автомобиля вам потребуется зарядное устройство (ЗУ). Этот прибор ещё называют выпрямитель, поскольку ЗУ осуществляет преобразование переменного тока в постоянный. Если вы ещё не имеете ЗУ, то читайте про выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. А здесь мы только вкратце расскажем о выборе зарядного устройства для вашей аккумуляторной батареи.

  • режимы для различных типов АКБ. Самые распространённые аккумуляторы типа WET с жидким электролитом. Ещё есть AGM, GEL. В случае двух последних нужно специальное ЗУ или универсальное с режимом для этих батарей. Для WET годятся все устройства;
  • выходное напряжение. Этот параметр нужно подбирать в зависимости от номинального напряжения вашего аккумулятора. Некоторые модели устройств позволяют заряжать батареи с различным напряжением (6/12/24В). Для распространённых автомобильных батарей 12В выходное напряжение должно быть не менее 16 вольт. Этого будет достаточно для полной зарядки АКБ;
  • ток зарядки. Это значение подбирается в зависимости от номинальной ёмкости батареи. Он должен быть не менее 0,1 от номинальной ёмкости. Лучше если будет небольшой запас, чтобы зарядное устройство не работало на пределе своих возможностей.

Как правило, зарядное устройство представляет собой саму схему выпрямителя в корпусе, вилку для подключения в сеть 220В и провода с крокодилами для подключения к аккумулятору.

Допустим, ЗУ вы приобрели. Теперь о том, как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Но сначала несколько слов по технике безопасности.

Меры безопасности при зарядке аккумулятора

Процедуру зарядки не следует проводить в квартире, особенно если у вас маленькие дети. Аккумулятор нужно заряжать в проветриваемом помещении. Если такой возможности нет, то делайте это на балконе. Главная опасность заключается в выделении водорода при зарядке АКБ. Вместе с кислородом он образует взрывоопасную смесь. Поэтому в помещении должна быть хорошая вентиляция, чтобы водород не накапливался.

Кроме того, важно помнить, что электролит представляет собой водный раствор серной кислоты. Это едкое вещество опасное для здоровья человека. При работе с электролитом следует одевать перчатки и защитные очки, чтобы он не попал на кожу или в глаза. В идеале нужно рядом держать 10%-й раствор пищевой соды для нейтрализации кислоты.
Вернуться к содержанию

Как правильно заряжать АКБ

Для начала ответ на вопрос, а нужно ли снимать аккумулятор с автомобиля при зарядке? В принципе, это необязательно. Можно отключить клеммы и заряжать его прямо на автомобиле. Но для правильной зарядки аккумулятора автомобиля лучше его снять. Все работы будет проводить значительно удобнее и не придётся тянуть провода к автомобилю, чтобы включить в сеть зарядное устройство.

Внимание! Не следует проводить зарядку в помещении с высокой влажностью. Аккумуляторная батарея и зарядное устройство должны быть сухими.

В самом просто случае зарядка АКБ будет выглядеть следующим образом. Выкручиваете пробки на банках аккумулятора, прикрываете ими отверстия, чтобы не происходило выплёскивания электролита. Подключаете крокодилы ЗУ к выводам аккумулятора с соблюдением полярности (красный на плюс, чёрный на минус). Включаете зарядное устройство на автомат и оставляете так на ночь. Для стандартных батарей ёмкостью 55─60 А-ч зарядка будет продолжаться 8─10 часов. В режиме «автомат» устройство само отключит зарядку при достижении аккумулятором необходимых параметров.

Есть два режима зарядки АКБ:

  • постоянным током;
  • с постоянным напряжением.

Зарядка аккумулятора постоянным током

Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, используя постоянный ток? Идея здесь заключается в том, что зарядка делится на несколько этапов. На каждом из них поддерживается определённое значение силы тока. При этом значение силы тока должно постоянно контролироваться и при необходимости корректироваться. Здесь вам понадобится мультиметр для контроля напряжения на выводах аккумулятора.

Сам процесс зарядки постоянным током делится на несколько этапов:

  • первый этап. Сначала устанавливаем ток, равным 0,1 от номинальной ёмкости АКБ. Для батареи 55 А-ч это составит 5,5 ампер. В таком режиме заряжаем до напряжения на выводах АКБ 14,4 вольта;
  • второй этап. При напряжении 14,4 вольта в аккумуляторе резко активизируется процесс электролиза воды и начинается выделение водорода. Поэтому снижаем ток заряда в два раза (до 2,5 ампер), чтобы снизить интенсивность кипения и продолжить зарядку;
  • третий этап. При достижении напряжения на выводах 15 вольт, ток заряда уменьшаем ещё в два раза (до 1,2 ампер) и продолжаем зарядку. Раз в два часа проверяйте напряжение и ток. Если их значения не меняются, аккумулятор полностью заряжен.

К преимуществам этого способа следует отнести то, что аккумулятор получает полный заряд и восстанавливает свою ёмкость практически на 100 процентов. Недостаток заключается в том, что нужно постоянно контролировать процесс.

Зарядка аккумулятора с постоянным напряжением

Идея этого метода заключается в том, что напряжение на выводах аккумулятора будет стремиться выровняться с напряжением на выводах зарядного устройства. Степень зарядки АКБ при этом будет зависеть от величины подаваемого напряжения. Батарея будет полностью заряженной при падении силы тока до 200 мА, и процесс зарядки будет остановлен. Этот процесс не требует контроля со стороны человека. В таком режиме работают практически все зарядные устройства в режиме автоматической зарядки.

Что касается времени зарядки АКБ при постоянном напряжении, то значения здесь примерно следующие:

  • Напряжение 14,4 вольт. Через сутки степень заряда аккумулятора (номиналом 12 вольт) будет около 80 процентов;
  • Напряжение 15 вольт. За те же 24 часа степень заряда составит около 90 процентов;
  • Напряжение 16 вольт. За то же время батарея будет заряжена практически на 100 процентов.

В зарядных устройствах имеется защита от повышенного тока. В начале зарядки ток может иметь большие значения, и защита снижает его до безопасных величин.
Дополнительно можете прочитать статью про напряжение аккумулятора автомобиля.
Вернуться к содержанию

Ускоренная зарядка АКБ

Ускоренная зарядка аккумулятора выполняется в тех случаях, когда батарее нужно вернуть часть ёмкости очень быстро. К примеру, вам нужно ехать на работу, а аккумулятор сел. Тогда и пригодиться ускоренная зарядка.

Используйте режим ускоренной зарядки только в экстренных случаях, когда это действительно необходимо. Если такой необходимости нет, то заряжайте АКБ в штатном режиме. Если постоянно заряжать аккумулятор в режиме Boost, то он очень скоро исчерпает свой ресурс.

Зависимость заряда аккумулятора и плотности электролита

В основном окончание зарядки аккумулятора мы определяем по показаниям ЗУ или по напряжению на выводах АКБ. Но по ним не получится определить точную степень зарядки АКБ. Чтобы узнать, насколько заряжен аккумулятор, нужно измерить плотность электролита. Для этого существует такой прибор, как ареометр. Стоит он недорого и продаётся в любом автомобильном магазине. Советуем обязательно иметь его в хозяйстве.

Ниже можно посмотреть таблицу зависимости плотности электролита от степени зарядки АКБ:

Зарядка автомобильных аккумуляторов с помощью зарядного устройства

«АКБ -OIL сервис» предоставляет полный спектр услуг по тестированию, зарядке, предоставлению подменного АКБ, выезда специалиста по Киеву

Важно! Разряженный автомобильный свинцовый наливной аккумулятор требует времени для полной зарядки от 5 до 8 часов, поэтому приехать и зарядить его на месте за полчаса наши специалисты не смогут.

— менеджеры «АКБ -OIL сервис» смогут приехать и забрать Ваш разряженный аккумулятор к нам на сервис (Киев, Кайсарова, 7/9) для зарядки (услуга платная!)

Важно! если аккумулятор находился долго в разряженном состоянии, могла произойти необратимая сульфатация пластин. Такую батарею зарядить, восстановив ее прежнюю емкость и токи, практически невозможно. В теории для ее восстановления нужны недели времени без гарантированого положительного результата. Например, 90% батарей разряженных ниже 8 Вольт обречены.

— наши специалисты протестируют состояние вашей разряженной батареи. Вы избежите потери времени и финансов на зарядку уже нерабочего аккумулятора (выездное тестирование стоит 150 грн)
— в случае, если тесты покажут, что зарядить аккумулятор уже невозможно, мы можем выкупить его на утилизацию
— также у менеджера, приехавшего к Вам, возможно выбрать и купить новый или рабочий б.у. аккумулятор, если ваш окажется «умершим»

Зарядка аккумулятора в домашних условиях

Большую часть времени аккумулятор заряжается от генератора вашего автомобиля. Заряд происходит при постоянном напряжении 14,1±0,2 вольта. Заряд в автомобиле от генератора подходит для исправного и не разряженного больше чем на 25% АКБ. К сожалению система заряда в автомобиле имеет существенный «минус» — она не прекращает заряжать никогда, даже если аккумулятор уже полностью заряжен, генератор продолжит «вливать» в него Ампер-часы. Это приводит к перезаряду и быстрой порчи батареи — так у таксистов любой, даже самый дорогой аккумулятор не «живет» дольше года. С понижением температуры эффективность заряда уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи и недостаточности напряжения выдаваемого генератором (напряжение заряда на морозе должно быть 14,5-14,7 В). Зимой степень заряженности батареи от 50% до 70%. Производители рекомендуют в холодное время года раз в месяц заряжать аккумулятор стационарным зарядным устройства.

Зарядку аккумуляторной батареи внешним зарядным устройством обязательно проводить при падении плотности электролита ниже 1,22 г/см. Такое падение происходит при продолжительном простое автомобиля даже в исправном аккумуляторе. В этом случае попытка завести двигатель его полностью разрядит.

Мороз — враг аккумулятора, который разряжен: электролит низкой плотности замерзает, и аккумуляторная батарея приходит в негодность. В таком аккумуляторе, плотность электролита может опуститься до 1,09 г/см и замерзнуть при температуре -5°С. В то время, как в заряженном аккумуляторе электролит имеет плотность 1,28 г/см и замерзнет лишь при температуре -65°С.

ВАЖНО.
— производить заряд АКБ разрешается только в вентилируемых помещениях
— во время заряда батареи выделяется ядовитый и взрывоопасный газ водород
— не подносите к аккумулятору во время заряда открытый огонь или зажженную сигарету
— снимайте и устанавливайте аккумулятор при выключенном двигателе и всех потребителях электроэнергии
— аккумулятор заряжается только постоянным током

Как полностью зарядить аккумулятор. Классический способ.

Подавляющее большинство зарядных устройств (исключение дешевые китайские или старые дедовские зарядки собранные по схеме «трансформатор + диодный мост») заряжают аккумуляторы по классической схеме, утвержденной производителями аккумуляторов и закрепленной в европейских стандартах и ГОСТах. Разница между продающимися в Украине зарядными устройствами лишь в том, насколько точно они контролируют напряжения и токи заряда, как начинают заряд и как его заканчивают. Имеют ли режимы зарядки для сильно разряженных батарей, режимы для зарядки батарей при низкой температуре, в каком режиме происходит дозаряд. Классический метод заряда АКБ состоит из двух основных этапов.

Первый этап — зарядка постоянным и относительно высоким током 0,1С (ток равен одной десятой емкости батареи) примерно до 80% емкости батареи. На этом этапе заряда напряжение АКБ растет от начального (например 11,8В) до 14,4В.

Второй этап — зарядка плавно уменьшающимся током. Так батарея набирает остающиеся 20% емкости — от 80% до 100%. При этом этапе напряжение уже постоянное 14,4В. Стабилизация тока, позднее стабилизация напряжения

При зарядке полностью разряженных батарей при комнатной температуре, процесс заряда в начальный момент идет с наибольшим коэффициентом использования тока. На финальной стадии заряда аккумуляторов начинается электролиз воды, входящей в состав электролита.

Выделяющийся при электролизе воды газ создает видимость кипения электролита, что свидетельствует об окончании процесса зарядки аккумулятора. Для снижения потерь энергии, уменьшения нагрева батареи и предохранения уровня электролита от выкипания, рекомендуется в конце процесса заряда понижать силу зарядного тока.

Форсированная зарядка аккумуляторов — самый лучший способ уничтожить АКБ

Чтобы восстановить работоспособность глубоко разряженной аккумуляторной батареи некоторые специалисты рекомендуют использовать форсированную зарядку. «Зарядка производится токами величиной до 70% от номинальной емкости аккумулятора в течении короткого времени. Время заряда тем меньше, чем больше величина зарядного тока. При заряде током силой в 7/10 емкости батареи (для 60Ah — 42 Aмпер) длительность зарядки не должна быть более 30 мин, при 5/10 емкости — 45 мин, а при 3/10 емкости — 90 мин. В ходе форсированного заряда нужно контролировать температуру электролита, и при достижении 45 °С прекращать зарядку.»
«Форсированный заряд», вдобавок применяемый для сильно посаженной батареи да еще и с помощью классической зарядки или пускозарядного устройства противоречит всем законам физики и химии аккумулятора . Такой способ, если не приведет к короткому замыканию в одной или нескольких банках, то полностью «выкипятит» воду из электролита. Таким странным образом подымется плотность электролита и батарея «зарядится». Машину она заведет, но емкость потеряет почти полностью (при «кипении» электролита намазка на электродах будет разрушена).

Современные способы зарядки

К сожалению многочисленные «старые» способы заряда не идеальны для заряда современных кальциевых или гибридных аккумуляторов, гелевых или AGM. Лучше операцию по зарядке проводить современными зарядными устройствами оснащенными процессором с умным алгоритмом заряда и обратной связью с заряжаемым АКБ. «Умное» ЗУ разрушит кристаллы сульфата свинца в щадящем батарею режиме, зарядит батарею циклическими пульсациями тока (режим «подача тока — пауза», в котором батарея, химический источник тока, «усваивает» заряд) и зальет в батарею полную емкость Ампер*часов.

Где в Киеве зарядить аккумулятор зарядным устройством

Компания «АКБ -OIL сервис» предоставляет услуги по зарядке легковых и грузовых аккумуляторов.

Аккумулятор перед зарядкой и после проходит обязательную проверку работоспособности нагрузочной вилкой и профессиональным тестером. Тест покажет состояние аккумулятора: его исправность и степень заряда.

Для зарядки грузовых батарей и легковых АКБ используется автоматическое адаптивное зарядное устройство заряжающее импульсным током (не путать с имульсными блоками питания дешевых зарядок).

Услуги зарядки аккумулятора:

— от 10-ти до 20-ти часов — полная зарядка

— услуга проверки (тестирование разряженной батареи специальным компьютером) на выезде от 150 грн.

Стоимость услуги зарядки зависит от емкости, степени разряженности АКБ, и как следствие времени необходимого для зарядки (от 150 грн.)

Рядом находится охраняемая стоянка!

Категория Mazda