Когда ставить зимнюю резину

Когда ставить зимнюю резину? Какую ставить зимнюю резину?

Шины автомобиля, независимо от его марки, являются одной из важнейших составляющих безопасности водителя и пассажиров. Изношенные или не по сезону подобранные скаты могут вызвать не только проблемы с управлением, но и стать причиной ДТП. Чтобы этого избежать, важно не только знать, когда ставить зимнюю резину, а когда летнюю, но и понимать, как ведут себя разные виды шин в различных температурных режимах и погодных условиях. Эти знания помогут также правильно подобрать скаты при покупке.

Виды шин и их различия

Все автомобильные шины по сезонному применению подразделяются на следующие виды:

  • летние – для езды по любым видам дорожных покрытий в весенне-осенний период;
  • зимние – для эксплуатации в зимний период;
  • всесезонные – универсальные для круглогодичного использования;
  • шоссейные – для езды по сухому или мокрому твердому дорожному покрытию;
  • скоростные – применяются на спортивных автомобилях и обладают высокими сцепными свойствами;
  • всесезонные скоростные – улучшенная версия универсальных шин, дающая возможность езды по снегу и льду

Последние три вида скатов чаще всего применяются в автоспорте, и автолюбителями используются очень редко. Поэтому остановимся на наиболее привычных для нас шинах, приобрести которые можно в любом специализированном автомагазине.

Летние шины

Летняя и зимняя резина существенно отличаются друг от друга по составу, плотности и пористости. Кроме того, у них различный рисунок и площадь протектора. Летние шины имеют более жесткую структуру, обеспечивающую максимальное сцепление с дорогой. Во время движения между скатом и дорожным покрытием возникает определенное трение, вследствие которого температура шин увеличивается. Из-за этого резина становится более мягкой и податливой.

Обычно протектор летних скатов имеет несложный рисунок. Главной его задачей является отвод воды при движении по мокрой дороге. В силу таких свойств летние шины абсолютно не пригодны для использования при низких температурных режимах.

Всесезонные шины

Этот вид скатов предназначен для тех, кому не хочется задаваться вопросом о том, когда ставить зимнюю резину, а когда — летнюю. Всесезонные шины дают возможность использовать их в различных температурных режимах. Однако такое решение предполагает больше недостатков, нежели преимуществ.

Плюс в применении всесезонки лишь один – замена летней резины на зимнюю не потребуется. Взамен водитель получит круглогодичный износ шин, дополнительный шум при движении по сухой и твердой дороге, нестабильное поведение скатов в условиях высоких и низких температур. Кроме того, автолюбителям, предпочитающим агрессивный способ вождения, придется отказаться от резкого старта и торможения.

Всесезонные шины подойдут автомобилистам, не использующим личный транспорт в зимнее время или же аккуратным водителям, которые не эксплуатируют своего «железного коня» для дальних поездок в экстремальных условиях. В этом случае смена летней резины на зимнюю, и наоборот, будет просто неоправданной.

Особенности зимних шин

Зимняя резина имеет меньшую плотность за счет своей пористости. Она намного мягче летней, что позволяет существенно увеличить сцепление с покрытием даже на заледенелой дороге.

Протектор зимних шин имеет более сложный рисунок, дающий возможность выводить из-под колес не только воду, но и снежную кашицу. Его увеличенная площадь также призвана обеспечить максимальное сцепление с дорогой.

Какую ставить зимнюю резину?

Зимние шины можно разделить на два типа: шипованные и «липучки». Первые представляют собой скат, в рабочую поверхность которого специальным образом помещены металлические шипы. Такие шины идеально подходят для езды по заснеженным трассам и на бездорожье, но на мокрой или обледенелой поверхности их лучше не использовать. Тест зимней резины, оснащенной шипами, в таких условиях показал существенное увеличение тормозного пути вследствие уменьшения качества сцепления с дорогой.

Лучшим решением для малоснежной зимы и для езды в городе являются «липучки». Этот вид шин еще называют фрикционным. Их особенностью является специально подобранный состав резины, позволяющий приспосабливаться к различным температурным режимам. Мелкий протектор, нанесенный на всю рабочую поверхность, впитывает и отводит воду, как бы присасываясь к поверхности дороги. Тормозной тест зимней резины-липучки и шипованных шин, проведенный на льду при температуре -15 0 С, показал, что фрикционные скаты определенно имеют преимущество. Однако при увеличении температурного показателя до 0 0 С выигрывают шипы.

Когда ставить зимнюю резину?

На этот риторический вопрос однозначного ответа нет. Одни автовладельцы делают это, ориентируясь на начало отопительного сезона, другие – на переход на зимнее время, третьи ждут первого снега.

Оптимальным вариантом для смены шин является стабилизация среднесуточной температуры на уровне +5+7 0 С. С дальнейшим похолоданием ездить на летних скатах небезопасно – они становятся жесткими, а их сцепление с дорожным покрытием ухудшается. С этим согласны и производители шин. Именно такая температура, по их рекомендациям, является сигналом к смене резины.

И ни в коем случае не стоит ждать, пока выпадет снег. Во-первых, это дополнительный фактор опасности, а во-вторых, очереди на шиномонтаж в этот период не позволят сделать это в один день.

Особенности эксплуатации зимних шин

Для начинающих водителей важно будет узнать не только о том, когда ставить зимнюю резину, но о некоторых особенностях ее эксплуатации в условиях холода и непогоды. Кроме того что шины с понижением температуры становятся жестче, давление в них падает. Это связано с физической способностью любого вещества сужаться и расширяться. Воздух, находящийся в шинах – не исключение. С понижением температуры нужно проверять и по необходимости подкачивать скаты. Низкое давление в шинах не только ухудшает ходовые способности автомобиля зимой, но и ведет к превышению расхода топлива.

При установке зимней резины нужно обращать внимание на степень ее износа. Обычно у переднеприводных автомобилей передние шины изнашиваются посередине, а задние – по бокам. Чтобы выработка была равномерной, рекомендуется каждые 8-10 тыс. км менять их местами.

Переход на летние шины

С окончанием зимы некоторые автомобилисты спешат сменить шины на летние, опасаясь быстрого их износа. Действительно, мягкая зимняя резина очень быстро изнашивается при езде по асфальтовому покрытию под воздействием повышенной температуры, вызванной силой трения. Но тут следует учитывать, что погодные условия в начале весны в наших широтах часто меняются, и даже в апреле бывают заморозки, не говоря уже о мартовских снегопадах. Поэтому спешить здесь не нужно. Лучше дождаться устойчивой среднесуточной температуры +10 0 С, а также ознакомиться с синоптическим прогнозом на ближайший месяц. Если погода позволяет, то можно смело «переобуваться». А в случае резкого падения температуры или снегопада стоит воздержаться от запланированных поездок.

Как лучше хранить резину?

Часть автомобилистов предпочитает использовать два комплекта дисков: одни с зимней резиной, другие с летней. Это по-своему удобно, да и сменить колеса можно самостоятельно. Во-первых, в тот период, когда нужно менять резину, не возникнет вопрос о записи на шиномонтаж и оплате услуг СТО. Достаточно иметь под рукой домкрат и баллонный ключ. Во-вторых, шины, надетые на диски, не будут деформироваться при сезонном хранении.

Но и здесь есть свои нюансы. Такое решение будет правильным при соблюдении некоторых условий. Первое – при установке колес в комплекте их нужно внимательно осматривать на наличие деформации. Погнутый или треснувший диск может стать причиной аварии. Второе – колеса нужно отбалансировать. В противном случае проблем с ходовой частью автомобиля не избежать. Нарушение баланса колеса при вращении создает вибрацию, которая постепенно будет разрушать подшипник ступицы. Ну и, конечно, не стоит забывать о давлении в шинах. Если его показатель недостаточный, нужно воспользоваться насосом или компрессором.

Без дисков шины также прекрасно сохраняются. Достаточно поставить их вертикально на пол, предварительно его застелив, и ваша резина спокойно долежит до своего следующего сезона. Ни в коем случае нельзя складывать шины без дисков горизонтально одну на другую или подвешивать.

Также не стоит хранить скаты на улице под открытым небом. Солнце и минусовые температуры губительно действуют на резину. Если нет своего гаража или другого подобного помещения, лучше воспользоваться услугами хранения резины на специальных сервисах. Там дополнительно и состояние шин проверят, и помогут «переобуться».

Какие бы шины ни были установлены на вашем автомобиле, не стоит забывать о скоростном режиме. На зимней дороге важнее не качество и состояние резины, а внимательность и осторожность водителя.

Когда ставить зимнюю резину по закону в 2016 и 2017 году?

Рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств:

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.

Итак, что можно понять из данного пункта:

  1. В летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины.
  2. В зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Главное, чтобы они имели маркировку "М+S", "M&S" или "M S" и соответствующий рисунок (на картинке слева).
  3. Сроки запрета эксплуатации могут быть только увеличены местными властями и не могут быть уменьшены. Т.е. в Вашем регионе могут, например, запретить использовать шипованные шины с мая по сентябрь. При этом региональные власти не могут уменьшить срок запрета, т.е. с июня по август автомобили во всех регионах не должны использовать шипы.

Таким образом существуют следующие промежутки использования автомобильной резины:

  • Летние шины (без маркировки М+S и т.п.) могут использоваться с марта по ноябрь.
  • Зимние ошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться с сентября по май.
  • Зимние неошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться круглый год

Использование всесезонной резины в 2016 и 2017 году

В отдельную группу нужно выделить водителей, использующих так называемую всесезонную резину (предназначенную для эксплуатации в течение всего года).

Всесезонная резина может эксплуатироваться в зимние месяцы (декабрь — февраль) только в том случае, если она имеет соответствующую маркировку "М+S", "M&S" или "M S".

В противном случае эксплуатация всесезонной резины в зимние месяцы не допускается.

Штраф за неправильное использование резины в 2016 и 2017 году

В 2016 и 2017 году КоАП не содержит ссылок на Технический регламент Таможенного союза. Т.е. штраф за отсутствие зимней резины наложен быть не может. Однако проект подобного штрафа существует.

Тем не менее существует штраф за использование изношенной зимней резины — 500 рублей (или предупреждение). Данный штраф может быть наложен на водителя, эксплуатирующего зимнюю резину (с маркировкой M+S и т.п.), у которой глубина протектора на самом изношенном месте составляет менее 4 мм. Отмечу, что штраф накладывается только при эксплуатации автомобиля на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.

Все, что нужно знать про автомобильные шины и диски

Или как безболезненно для здоровья и кошелька пережить приход зимы

Есть два периода в году, которых традиционно с нетерпением ждут владельцы и мастера шиномонтажей и автомастерских, и с ужасом вспоминают автолюбители. Это первый снег осенью (или в начале зимы), и первое серьезное потепление весной. Периоды эти, как правило, длятся всего по нескольку недель, но шиномонтажи в эти периоды успевают «отбить» стоимость нового оборудования, а жестянщики с первым снегом получают работу на несколько месяцев вперед. О пробках, вызванных мелкими авариями на городских улицах, и километровых очередях на шиномонтажах можно даже не вспоминать.

А причина у этого всего безобразия на самом деле всего одна: безответственное отношение абсолютного большинства автолюбителей к своему автомобилю и к своему присутствию на дороге в качестве участников движения. И речь тут далеко не только о своевременности сезонной замены шин. Как правило, ближе к концу осени природа в средних широтах вполне может «обрадовать» внезапным обильным снегопадом, резким потеплением до 15-17 градусов, либо даже несколькократным чередованием вышеописанных условий. Что же, каждый день резину менять? Конечно, нет.

Самым важным фактором, влияющим на безопасность вождения в этот период, является даже не столько резина, которая установлена на автомобиль в данный момент, сколько адекватное восприятие водителем текущих погодных условий (и поведения текущих шин в этих условиях), и (и это, пожалуй, главное) осознание того, что в этот период далеко не у всех участников дорожного движения установлена соответствующая погоде резина .

Можно много спорить на тему своевременности замены летних шин на зимние, но по факту мир нужно воспринимать таким, какой он есть. А мир вокруг обычного постсоветского автомобилиста таков, что зимние шины на большинстве автомобилей появляются в течении недели — двух после первого снега. Как бы это нам не нравилось, но увы, это факт. А потому, какие бы шины не стояли на Ваших колесах, скоростной режим в эту пору нужно снизить, дистанцию между автомобилями на дороге увеличить, а осторожность и бдительность – усилить .

Итак, вопрос ребром: когда ставить зимнюю резину?

Существует множество правил-ответов на этот вопрос, и многие из них являются правильными. Почти правильными, если точнее. Нужно понимать, что, какие бы правила не были взяты за основу, решение о дате сезонной смены шин принимает автолюбитель, и именно он несет всю ответственность за такое свое решение. А поэтому – правила-правилами, но необходимость думать головой еще никто не отменял.

Главная Ваша задача – это чтобы в первый же раз, когда на дороге может оказаться лед (или снег), на Вашей машине стояли зимние шины. И тут лучше перестраховаться и переобуться в зимние шины заранее. При этом нужно понимать, что в слишком теплых для зимних шин условиях они изнашиваются в разы быстрее и не обеспечивают необходимых характеристик для безопасной езды. Поэтому, ответ на вопрос «когда ставить зимние шины?» — это всегда компромисс.

Главное, что Вы должны понять – если Ваша текущая резина не соответствует текущей погоде – ехать на машине нельзя! Ни «осторожно, только до работы», ни «только до шиномонтажа за углом», никуда! Если уж пропустили момент, когда нужно было ставить зимнюю резину, либо ждите подходящих дорожных условий (как правило, зима не наступает внезапно, и через день-два после первых морозов и/или снега наступает кратковременное потепление), либо вызывайте мобильный шиномонтаж, либо попросите кого-либо из знакомых помочь Вам свозить колеса в мастерскую. И не ищите никаких других вариантов – их нет!

А как правильно выбрать время установки зимних колес?

Исходя из конструктивных особенностей зимних шин, их производители рекомендуют их установку при снижении среднесуточной температуры воздуха до 5-7 градусов по Цельсию в течении, как минимум, недели. Некоторые (к сожалению, их меньшинство) автолюбители берут эту рекомендацию на вооружение и «обувают» свои автомобили в зимнюю резину по градуснику, правда при этом иногда «критическая» температура назначается выше или ниже рекомендаций производителя шин: кто-то переобувается, когда среднесуточная температура опускается до +12, а кто-то ждет, когда она опустится до 0.

В целом, рекомендации производителя шин являются, пожалуй, наиболее корректным правилом, которое действительно должно обеспечить максимальную безопасность движения, поскольку при среднесуточной температуре в +5, как правило, фактическая температура воздуха находится в пределах 0-10 градусов, а даже в случае выпадения снега он скорее всего не задержится надолго на дороге, поскольку грунт и асфальт к этому времени обычно еще не промерзают до необходимых для удержания снега температур.

Еще один бонус соблюдения этого правила – на шиномонтажах обычно в таких условиях все еще терпимые очереди.

Есть ли смысл повышать или понижать заявленную производителем шин температуру замены? Все зависит от особенностей климата в том регионе, где Вы живете и от Ваших индивидуальных условий. Для нормального автолюбителя в нормальных условиях смысла никакого нет, ибо при повышении порога температуры зимняя шина получит существенно ускоренный износ и существенно сниженную безопасность в поворотах на скорости, когда температура воздуха (и асфальта) будет превышать 7-8 градусов, а при снижении температурного барьера Вы очень сильно рискуете дождаться первого снега и всех сопутствующих ему дорожных «радостей» на летних шинах.

Исключения из вышенаписанного уместны только в следующих случаях:

  • Автомобиль – кормилец. Если Вам нужно иметь гарантию, что в любой день и в любое время Вы сможете воспользоваться своим автомобилем – можете перестраховаться и поставить зимние колеса немного раньше, скажем, при снижении среднесуточной температуры до 10 градусов Цельсия.
  • Если в межсезонье Вы собираетесь в дальнюю дорогу – лучше все-таки поставить зимнюю резину до выезда. Но при этом, если температура окружающей среды во время поездки превышает 8-9 градусов – придется снизить скорость, особенно на поворотах – зимняя резина менее устойчива в таких условиях.
  • Если Вы пользуетесь машиной нерегулярно и одна-две поездки на работу на общественном транспорте Вас не смущают – можете подождать снижения температуры и до нуля, но при этом нужно готовиться к длинной очереди в шиномонтажной мастерской.
  • Если зимние шины у Вас собраны на дополнительном комплекте дисков и Вас не смущает перспектива самостоятельной замены колес – в таком случае температурный барьер также можно снизить, но не ниже нуля, поскольку при минусовых температурах летняя резина задубеет сцепление с дорогой существенно ухудшится, что в свою очередь заметно увеличит тормозной путь и снизит устойчивость в поворотах.

Когда ставить зимнюю резину

Каждый год у автомобилистов возникает вопрос: когда ставить зимнюю резину? То, что водители задаются таким вопросов вполне объяснимо – слишком ранняя установка зимних покрышек может привести к их преждевременному износу, да и автомобиль на зимней резине чувствует себя менее комфортно. Но если заранее не позаботиться о замене резины, то в один из дней рискуют «ударить» заморозки и выпасть снег, и эксплуатировать автомобиль на летней резине в такой момент будет не только некомфортно, и небезопасно. Соответственно, нужно понимать, когда ставить зимнюю резину, чтобы не пропустить нужный момент.

Когда ставить зимнюю резину по закону

Регламент «О безопасности колесных транспортных средств» содержит строгое определение того, когда на автомобиле должны быть установлены зимние или летние шины. Согласно законодательству, в летние месяцы (июнь, июль и август) можно использовать на автомобиле любую резину, кроме шипованной, поскольку она негативно сказывается на дорожном полотне. В зимние месяцы (декабрь, январь и февраль) можно использовать только шины, которые предназначены для зимы, при этом могут использоваться как покрышки с шипами, так и нешипованные варианты.

Обратите внимание: К использованию в зимние месяцы в Российской Федерации допускаются только покрышки, имеющие обозначения: M+S, M&S или M S. Подобные маркировки указывают, что шины предназначаются для использования зимой. При этом подобные обозначения могут присутствовать на всесезонных шинах, тогда их эксплуатация в зимний период разрешается. Если же всесезонные шины не имеют такой маркировки, их нельзя использовать зимой.

Стоит отметить, что региональные власти имеют право изменять сроки использования сезонной резины. Например, постановлениями регионального правительства может быть установлено требование на использование зимней резины в период с октября по апрель. При этом уменьшать сроки запрета использования покрышек того или иного рода законодатели не имеют права.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в любое время года по законодательству можно использовать зимние неошипованные шины. Зимние ошипованные шины можно использовать всегда, кроме летнего периода. А летние шины можно использовать всегда, кроме зимнего периода.

Когда переобувать автомобиль на зимнюю резину

Как можно видеть, законодательство не имеет точной даты, когда следует переобуваться на зимние покрышки, но сделать это необходимо до 1 декабря. В России зачастую к 1 декабря на дороге уже лежит обильный слой снега, в таких условиях эксплуатировать автомобиль на летней резине небезопасно, соответственно, нужно успеть переобуться заранее.

Опытные автомобилисты рекомендуют менять летнюю резину на зимнюю, когда температура на улице стабильно установится на отметке в 5-7 градусов по Цельсию. Это целесообразно по следующим причинам:

  • Уже при такой температуре летние покрышки начинают себя вести хуже, чем в теплое время года. Можно сказать, что они «дубеют», и при движении автомобиля это чувствует, особенно сразу после пуска двигателя, до того как шины достаточно прогреются;
  • При температуре в 5-7 градусов малое количество автомобилистов спешат в шиномонтажные сервисы для замены покрышек, соответственно, не придется ждать больших очередей, чтобы сменить резину.

Важно помнить, что при замене резины с летней на зимнюю обязательно нужно проверить давление в шинах, а также выполнить сход-развал, иначе могут возникнуть всевозможные проблемы, например, автомобиль будет в процессе движения самопроизвольно тянуться в сторону.

Стоит отметить, что в среде автомобилистов 15 ноября зачастую называют «Днем смены летней резины». Принято считать, что это идеальная дата, чтобы заменить покрышки. Но, учитывая российский климат, однозначно нельзя говорить, что 15 ноября нужно обязательно переобуть автомобиль.

Штраф за использование летней резины зимой

Существует распространенное мнение, что за эксплуатацию летней резины зимой на водителя будет наложен штраф. Но это мнение ошибочно, так как законодательно нигде санкции к водителю при эксплуатации летней резины зимой не регламентированы. Действительно, законодательство рассматривало подобный законопроект, но он не был принят и в данный момент по закону нет никаких санкций, если использовать летнюю резину зимой.

Однако, существует санкция в 500 рублей за использование изношенной зимней резины. Штраф налагается на водителя, который эксплуатирует зимнюю резину с глубиной протектора в максимально изношенных местах менее 4 мм. Данный штраф может быть выписан водителю только в том случае, если он управляет автомобилем с такой резиной на обледеневшей или заснеженной дороге.

Категория Luxgen