Изучаем шкив коленвала, чтобы двигатель работал безукоризненно

Содержание

Изучаем шкив коленвала, чтобы двигатель работал безукоризненно

Ни один вал в автомобиле не может работать сам по себе, ему нужны элементы, передающие крутящий момент на другие узлы сложного механизма, и шкив коленвала является одним из таких звеньев в ряде многих передач. Как и со многими другими деталями, с этой также нужно уметь обращаться, вовремя снять, при необходимости заменить.

Где стоит шкив коленвала и как до него добраться?

Когда вы поднимаете крышку капота и бросаете взгляд на двигатель, демпферный шкив коленвала (равно как и обычный) почти незаметен. Его скрывает генератор, однако заглянув вниз, туда, куда тянется ремень, можно увидеть диск, плотно зафиксированный на валу ступицей. Это и есть искомая деталь. Шкивы бывают двух видов, обычные и с демпфером, причем последний вариант отличается наличием внешнего массивного кольца, отделенного от основной части резиновой прокладкой, для снижения вибрации детали. По внешней кромке демпфера нарезаны зубцы, необходимые для работы датчика положения коленчатого вала.

Чтобы снять шкив, необходимо для начала освободить на генераторе стопорный болт, затем ослабить натяжной, с тем, чтобы слегка отпустить ремень и получить возможность его снять. Отсоединяем и бачок с антифризом. Также может мешать ремень гидроусилителя руля, поэтому в стороне от шкива находим и откручиваем болт на 14, создающий натяжение передачи ГУР, после чего снимаем последнюю. Остается финальный шаг, отделяющий нас от успеха, причем самый сложный – открутить еще один-единственный болт, который и фиксирует шкив. Найти крепежный элемент можно, лишь заглянув под машину под правым передним колесом, и, если есть пневматический гайковерт, операция будет выполнена без труда.

Почему трудно снять зубчатый шкив коленчатого вала?

При отсутствии специального инструмента изъять болт, удерживающий зубчатый шкив коленчатого вала, весьма проблематично, поскольку резьба нарезана так, что направление откручивания совпадает с крутящим моментом вала при работающем двигателе. Однако именно в этом и заключается выход из положения. Понадобится всего лишь длинный ключ с головкой на 19 (можно нарастить обрезком трубы), который упирается в землю против вращения вала. Выполняем небольшие подготовительные работы – под передние колеса подкладываем клинья, а на катушке зажигания отсоединяем разъем. Зачем? Для использования стартера в качестве механического усилия, прилагаемого к болту.

Итак, мы сделали все, чтобы автомобиль случайно не завелся и не стронулся с места, теперь всех присутствующих просим отойти подальше, а сами забираемся в кабину (не оставляйте ноги высунутыми наружу) и резко, но кратковременно, поворачиваем ключ зажигания на старт. При неудачной попытке не отчаиваемся и повторяем. Обычно со второго раза, реже с 5-6 подхода, болт проворачивается. Теперь можно приступать к следующему мероприятию – сниманию ступицы шкива с вала, учитывая, что сидит она плотно и удерживается шпонкой. Когда понадобится затянуть болт обратно, вам нужно либо приложить много усилий к его затягиванию, либо все-таки найдите к тому времени пневмогайковерт.

Даже если болт шкива коленвала снят, впереди много работы

Итак, вам удалось, наконец, с помощью стартера или пневматического инструмента, снять упрямый болт шкива коленвала. Однако это не значит, что уже через секунду нужная деталь окажется у вас в руках. Дело в том, что ступица сидит на вале очень плотно, кроме того, от случайного соскальзывания ее удерживает шпонка. Идеальный вариант – использовать специальный съемник, можно даже самый дешевый, китайского производства, лапки этого инструмента избавят вас от применения лишних усилий и траты времени. Как вариант, впрыскивается аэрозольная смазка, например, WD-40, после чего ступица шкива коленчатого вала аккуратно раскачивается с тягой на себя.

Снимать шкив надо аккуратно, чтобы не повредить шпоночный паз, иначе деталь будет сидеть неплотно, что приведет к скорому износу ступицы.

Еще один способ, чаще всего применяемый водителями – снять шкив, поддевая его по окружности монтажкой. Если обычная автомобильная слишком велика, используйте мотоциклетные каленые инструменты, Г-образной формы. В любом случае операция потребует много сил, поэтому желательно, чтобы у вас был помощник. Надевать новый шкив лучше, намазав чем-нибудь вязким, например солидолом, место посадки шпонки (ее слегка наклоняем в сторону надвигаемой ступицы), затем обстукиваем шкив молотком через мягкую прокладку из тонкой резины.

STAREXCLUB.RU

Клубный форум владельцев микроавтобусов HYUNDAI STAREX, H-1, GRAND STAREX

  • Текущее время: 23 мар 2018, 19:35
  • Вход
  • Регистрация
  • FAQ

Шкив коленвала

Шкив коленвала

Сообщение: №1 Алекс1740 » 22 июл 2016, 13:05

Подъезжая к дому, на повороте руль вдруг стал как дубовый и загорелся значек АКБ. Залез под капот, приводной ремень не крутится вообще. При изучении, увидел что он как-то перекошен, снял его, стал крутить валики и обнаружил что шкиф коленвала болтается. Примерно как если его одели на болт меньшего диаметра и не затянули. При одевании ремня его немного поворачивает и он становится не в одной плоскости с другими валиками, а отклоненым на пару градусов. Я не специалист, но вроде так не должно быть или я ошибаюсь?

Скажите что это может быть. Двигатель работал, я даже доехал до парковки метром 100 прежде чем полезть под капот разбираться.

Сообщений: 26 Зарегистрирован: 25 май 2016, 08:55 Благодарил (а):6 раз. Поблагодарили:1 раз. Моя машина: HYUNDAI GRAND STAREX 2008, двигатель D4CB, АКПП Населённый пункт: Мытищи, Московская обл.

  • Отправить письмо пользователю Алекс1740

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №2 marchello » 22 июл 2016, 13:38

Сообщений: 6304 Зарегистрирован: 17 май 2011, 18:30 Благодарил (а): 233 раз. Поблагодарили: 413 раз. Моя машина: Был: Моник.1997г.в.Акпп,4DBB.

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №3 sergeykarev57 » 22 июл 2016, 14:31

Тянуть с помощью трубы , зафиксировав коленвал .

Сообщений: 4490 Зарегистрирован: 05 июл 2015, 10:36 Благодарил (а):135 раз. Поблагодарили:582 раз. Моя машина: Гранд Старекс 2015 г.в. АКПП, 159 л.с. LPG , 12 мест , кат. D , мост LD , антизанос . гос. номер: Р 384 ТК 123 Населённый пункт: ст. Тбилисская

  • Отправить письмо пользователю sergeykarev57

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №4 Serj » 22 июл 2016, 18:25

Если там ещё нет разрухи от болтанки.

Сообщений: 13909 Зарегистрирован: 29 июл 2010, 07:38 Откуда: Москва Благодарил (а):797 раз. Поблагодарили:2512 раз. Моя машина: H-1, 2007г, D4BH, длинный, 2wd, МКПП и Бобёр 4WD гос. номер: 179 Населённый пункт: Москва, ЮАО

  • Отправить письмо пользователю Serj

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №5 sergeykarev57 » 22 июл 2016, 20:08

Сообщений: 4490 Зарегистрирован: 05 июл 2015, 10:36 Благодарил (а):135 раз. Поблагодарили:582 раз. Моя машина: Гранд Старекс 2015 г.в. АКПП, 159 л.с. LPG , 12 мест , кат. D , мост LD , антизанос . гос. номер: Р 384 ТК 123 Населённый пункт: ст. Тбилисская

  • Отправить письмо пользователю sergeykarev57

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №6 klim67 » 22 июл 2016, 21:48

Сообщений: 387 Зарегистрирован: 27 янв 2012, 22:47 Благодарил (а):15 раз. Поблагодарили:63 раз. Моя машина: 2002, D4BH, 4WD, АКПП, CLUB, 31/10,5/15, Бинар 5Д-Компакт GP. гос. номер: с 059 ок 34rus Населённый пункт: Сталинград

  • Отправить письмо пользователю klim67

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №7 sergeykarev57 » 23 июл 2016, 09:38

от жилья . Было всякое .

Сообщений: 4490 Зарегистрирован: 05 июл 2015, 10:36 Благодарил (а):135 раз. Поблагодарили:582 раз. Моя машина: Гранд Старекс 2015 г.в. АКПП, 159 л.с. LPG , 12 мест , кат. D , мост LD , антизанос . гос. номер: Р 384 ТК 123 Населённый пункт: ст. Тбилисская

  • Отправить письмо пользователю sergeykarev57

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №8 Алекс1740 » 24 июл 2016, 10:13

Сообщений: 26 Зарегистрирован: 25 май 2016, 08:55 Благодарил (а):6 раз. Поблагодарили:1 раз. Моя машина: HYUNDAI GRAND STAREX 2008, двигатель D4CB, АКПП Населённый пункт: Мытищи, Московская обл.

  • Отправить письмо пользователю Алекс1740

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №9 Олег58954836 » 24 июл 2016, 15:03

Сообщений: 1020 Зарегистрирован: 31 авг 2014, 18:36 Откуда: Москва Благодарил (а):100 раз. Поблагодарили:79 раз. Моя машина: 2005,CRDI,4WD,АКПП Населённый пункт: Москва

  • Отправить письмо пользователю Олег58954836

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №10 sergeykarev57 » 24 июл 2016, 17:07

Сообщений: 4490 Зарегистрирован: 05 июл 2015, 10:36 Благодарил (а):135 раз. Поблагодарили:582 раз. Моя машина: Гранд Старекс 2015 г.в. АКПП, 159 л.с. LPG , 12 мест , кат. D , мост LD , антизанос . гос. номер: Р 384 ТК 123 Населённый пункт: ст. Тбилисская

  • Отправить письмо пользователю sergeykarev57

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №11 Алекс1740 » 25 июл 2016, 19:30

Действительно, отвернулся центральный болт. По мнению мастера, когда весной меняли цепи, ребята закручивая старый болт, побоялись что он сломается и много усилий не прикладывали. Кстати он тоже закрутил с силой 135 (чего не знаю, просто запомнил цифру ), больше побоялся. Я сразу же поехал за новым болтом. Заодно, раз туда будем залазить еще раз, купил ролики и ремень.

Встречал где-то на форуме, что можно ездить без вентилятора, пока решили не ставить. И правда машина не греется, правда в большие пробки не попал. Потом все таки поставлю.

Сообщений: 26 Зарегистрирован: 25 май 2016, 08:55 Благодарил (а):6 раз. Поблагодарили:1 раз. Моя машина: HYUNDAI GRAND STAREX 2008, двигатель D4CB, АКПП Населённый пункт: Мытищи, Московская обл.

  • Отправить письмо пользователю Алекс1740

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №12 sergeykarev57 » 25 июл 2016, 19:45

Сообщений: 4490 Зарегистрирован: 05 июл 2015, 10:36 Благодарил (а):135 раз. Поблагодарили:582 раз. Моя машина: Гранд Старекс 2015 г.в. АКПП, 159 л.с. LPG , 12 мест , кат. D , мост LD , антизанос . гос. номер: Р 384 ТК 123 Населённый пункт: ст. Тбилисская

  • Отправить письмо пользователю sergeykarev57

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №13 koroed70 » 25 июл 2016, 20:41

Не какой то, а вот такой. Это во время заметил.

Сообщений: 564 Зарегистрирован: 01 апр 2009, 08:19 Откуда: Московская обл. г.Фрязино Благодарил (а):16 раз. Поблагодарили:102 раз. Моя машина: Renault Grand Scenic 2 черный 2008. Был — Starex 2004, CRDi, 2WD, АКПП, GRX длинный, черный гос. номер: у664 150 Населённый пункт: М.О. Фрязино

  • Отправить письмо пользователю koroed70
  • ICQ

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №14 sergeykarev57 » 25 июл 2016, 21:58

Что и подтвердилось в сервисе .

Сообщений: 4490 Зарегистрирован: 05 июл 2015, 10:36 Благодарил (а):135 раз. Поблагодарили:582 раз. Моя машина: Гранд Старекс 2015 г.в. АКПП, 159 л.с. LPG , 12 мест , кат. D , мост LD , антизанос . гос. номер: Р 384 ТК 123 Населённый пункт: ст. Тбилисская

  • Отправить письмо пользователю sergeykarev57

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №15 klim67 » 25 июл 2016, 22:03

Когда слезешь со своего дивана — найдешь информацию, что есть такое демпфер шкива коленвала. В моей практике полно случаев оборванных болтов после "трубы". Реже самораскручивающиеся болты после слишком "нежного" затягивания. А демпферов — наибольшее количество, потому что он не зависит от затяжки болта, а зависит от кучи всякого другого около двигательного барахла.

Сообщений: 387 Зарегистрирован: 27 янв 2012, 22:47 Благодарил (а):15 раз. Поблагодарили:63 раз. Моя машина: 2002, D4BH, 4WD, АКПП, CLUB, 31/10,5/15, Бинар 5Д-Компакт GP. гос. номер: с 059 ок 34rus Населённый пункт: Сталинград

  • Отправить письмо пользователю klim67

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №16 Алекс1740 » 26 июл 2016, 08:30

На центральном отверстии шкифа есть пазик, его хорошо видно на фотках, что выложил koroed70. Он как то участвует в удержании шкифа или просто нужен для совмещения шкива относительно вала каленвала? Просто у меня штырек на валу сильно утоплен и если и входит в пазик, то еле еле.

Сообщений: 26 Зарегистрирован: 25 май 2016, 08:55 Благодарил (а):6 раз. Поблагодарили:1 раз. Моя машина: HYUNDAI GRAND STAREX 2008, двигатель D4CB, АКПП Населённый пункт: Мытищи, Московская обл.

  • Отправить письмо пользователю Алекс1740

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №17 AJIKALLI » 22 авг 2016, 03:20

Чайник это, эмалированый, а не мастер. Шкивы затягиваются с усилием 250-400нм.

Книги под рукой нет, но по памяти, болт шкива на обсуждаемом пихле тянется с усилием около 300нм. В переводе на русский, это 30 килограммов, приложеных через метровый вороток. С учетом трудного доступа и углов приложения усилий, это почти на пределе возможностей обычного слесаря. Если конечно он не занимается пауэрлифтингом в качестве хобби 🙂

Толерантность, это когда жопа красная от злости, а голова кивает и улыбается.

Сообщений: 3787 Зарегистрирован: 28 июн 2012, 23:49 Откуда: Москва САО Ховрино Благодарил (а):201 раз. Поблагодарили:404 раз. Моя машина: Hyundai GS CVX АКПП`07 Населённый пункт: Москва

  • Отправить письмо пользователю AJIKALLI

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №18 aleksrus51 » 22 авг 2016, 15:34

Сообщений: 323 Зарегистрирован: 10 фев 2012, 20:51 Благодарил (а):29 раз. Поблагодарили:66 раз. Моя машина: H-1, 13г.в, D4CB 2.5 А2 , 116л.с., WGT, 6 МКПП. Населённый пункт: Мурманская обл. — Псков

  • Отправить письмо пользователю aleksrus51

Re: Шкив коленвала

Сообщение: №19 vitvik » 12 окт 2016, 14:32

Подъезжая к дому, на повороте руль вдруг стал как дубовый и загорелся значек АКБ. Залез под капот, приводной ремень не крутится вообще. При изучении, увидел что он как-то перекошен, снял его, стал крутить валики и обнаружил что шкиф коленвала болтается. Примерно как если его одели на болт меньшего диаметра и не затянули. При одевании ремня его немного поворачивает и он становится не в одной плоскости с другими валиками, а отклоненым на пару градусов. Я не специалист, но вроде так не должно быть или я ошибаюсь?

Скажите что это может быть. Двигатель работал, я даже доехал до парковки метром 100 прежде чем полезть под капот разбираться.

один в один сегодня попал на это. с покупки авто еще и суток не прошло(((

утащил в сервис. завтра будут разбирать и смотреть. решили заодно поменять грм и все сальники. через них масло сифонит. попал рублей на 25 примерно. может еще чего добавиться.

попал на замену коленвала и шкива((( какой то рукожоп не найдя болта, приварил шпильку и одел на нее шкив. все и раздолбало(((

Сообщений: 12 Зарегистрирован: 11 окт 2016, 13:33 Благодарил (а):6 раз. Поблагодарили:2 раз. Моя машина: Starex, 2002, 2WD, ручка, D4BH Населённый пункт: Красноярск

  • Отправить письмо пользователю vitvik

Автоэлектрик в Минске

Компьютерная диагностика, привязать ключ, отключение иммобилайзера, автоэлектрик, выезд к клиенту +375(29)2000959

Изучаем шкив коленвала , чтобы двигатель работал безукоризненно

Изучаем шкив коленвала , чтобы двигатель работал безукоризненно

Ни один вал в автомобиле не может работать сам по себе, ему нужны элементы, передающие крутящий момент на другие узлы сложного механизма, и шкив коленвала является одним из таких звеньев в ряде многих передач. Как и со многими другими деталями, с этой также нужно уметь обращаться, вовремя снять, при необходимости заменить.

1. Где стоит шкив коленвала и как до него добраться?

Когда вы поднимаете крышку капота и бросаете взгляд на двигатель, демпферный шкив коленвала (равно как и обычный) почти незаметен. Его скрывает генератор, однако заглянув вниз, туда, куда тянется ремень, можно увидеть диск, плотно зафиксированный на валу ступицей. Это и есть искомая деталь. Шкивы бывают двух видов, обычные и с демпфером, причем последний вариант отличается наличием внешнего массивного кольца, отделенного от основной части резиновой прокладкой, для снижения вибрации детали. По внешней кромке демпфера нарезаны зубцы, необходимые для работы датчика положения коленчатого вала.

Чтобы снять шкив, необходимо для начала освободить на генераторе стопорный болт, затем ослабить натяжной, с тем, чтобы слегка отпустить ремень и получить возможность его снять. Отсоединяем и бачок с антифризом. Также может мешать ремень гидроусилителя руля, поэтому в стороне от шкива находим и откручиваем болт на 14, создающий натяжение передачи ГУР, после чего снимаем последнюю. Остается финальный шаг, отделяющий нас от успеха, причем самый сложный – открутить еще один-единственный болт, который и фиксирует шкив. Найти крепежный элемент можно, лишь заглянув под машину под правым передним колесом, и, если есть пневматический гайковерт, операция будет выполнена без труда.

2. Почему трудно снять зубчатый шкив коленчатого вала?

При отсутствии специального инструмента изъять болт, удерживающий зубчатый шкив коленчатого вала, весьма проблематично, поскольку резьба нарезана так, что направление откручивания совпадает с крутящим моментом вала при работающем двигателе. Однако именно в этом и заключается выход из положения. Понадобится всего лишь длинный ключ с головкой на 19 (можно нарастить обрезком трубы), который упирается в землю против вращения вала. Выполняем небольшие подготовительные работы – под передние колеса подкладываем клинья, а на катушке зажигания отсоединяем разъем. Зачем? Для использования стартера в качестве механического усилия, прилагаемого к болту.

Итак, мы сделали все, чтобы автомобиль случайно не завелся и не стронулся с места, теперь всех присутствующих просим отойти подальше, а сами забираемся в кабину (не оставляйте ноги высунутыми наружу) и резко, но кратковременно, поворачиваем ключ зажигания на старт. При неудачной попытке не отчаиваемся и повторяем. Обычно со второго раза, реже с 5-6 подхода, болт проворачивается. Теперь можно приступать к следующему мероприятию – сниманию ступицы шкива с вала, учитывая, что сидит она плотно и удерживается шпонкой. Когда понадобится затянуть болт обратно, вам нужно либо приложить много усилий к его затягиванию, либо все-таки найдите к тому времени пневмогайковерт.

3. Даже если болт шкива коленвала снят, впереди много работы.

Итак, вам удалось, наконец, с помощью стартера или пневматического инструмента, снять упрямый болт шкива коленвала. Однако это не значит, что уже через секунду нужная деталь окажется у вас в руках. Дело в том, что ступица сидит на вале очень плотно, кроме того, от случайного соскальзывания ее удерживает шпонка. Идеальный вариант – использовать специальный съемник, можно даже самый дешевый, китайского производства, лапки этого инструмента избавят вас от применения лишних усилий и траты времени. Как вариант, впрыскивается аэрозольная смазка, например, WD-40, после чего ступица шкива коленчатого вала аккуратно раскачивается с тягой на себя.

Снимать шкив надо аккуратно, чтобы не повредить шпоночный паз, иначе деталь будет сидеть неплотно, что приведет к скорому износу ступицы.

Еще один способ, чаще всего применяемый водителями – снять шкив, поддевая его по окружности монтажкой. Если обычная автомобильная слишком велика, используйте мотоциклетные каленые инструменты, Г-образной формы. В любом случае операция потребует много сил, поэтому желательно, чтобы у вас был помощник. Надевать новый шкив лучше, намазав чем-нибудь вязким, например солидолом, место посадки шпонки (ее слегка наклоняем в сторону надвигаемой ступицы), затем обстукиваем шкив молотком через мягкую прокладку из тонкой резины.

Шкив коленвала: надежный привод систем и агрегатов двигателя

В любом двигателе внутреннего сгорания привод основных и вспомогательных механизмов осуществляется от коленчатого вала с помощью шкива и ремня. О том, что такое шкив коленвала, какие его типы существуют, как он устроен и функционирует, а также о замене и ремонте шкива читайте в предложенной статье.

Назначение и роль шкива коленчатого вала

Любой двигатель внутреннего сгорания содержит несколько систем, для работы которых требуется источник механической энергии. К таким системам относится газораспределительный механизм, системы смазки и охлаждения, контактные системы зажигания с прерывателем-распределителем, системы подачи топлива и другие. Источником энергии для всех этих систем выступает коленчатый вал — именно от него отбирается часть крутящего момента, который используется для привода валов, насосов, генератора и других агрегатов. При этом в двигателе используется несколько отдельных приводов: ременной или цепной привод ГРМ и шестеренчатые приводы агрегатов. Здесь мы рассмотрим только ременные приводы, в состав которых входит шкив коленчатого вала.

Шкив коленвала — деталь ременного привода ГРМ и других вспомогательных механизмов двигателей внутреннего сгорания (как бензиновых, так и дизельных). Шкив располагается на носке (то есть, в передней части) коленчатого вала, с его помощью осуществляется привод распределительного вала (или валов), а также ряда агрегатов — жидкостного насоса (помпы), генератора, насоса ГУР, вентилятора охлаждения, компрессора кондиционера, компрессора пневматической системы и других.

Также шкив коленвала может выполнять две вспомогательные функции:

— Отслеживание угловой скорости и положения коленчатого вала с помощью соответствующего датчика;

— Демпфирование колебаний, возникающих при пуске/остановке двигателя и на переходных режимах.

В целом, шкив коленвала, несмотря на свою простоту и незаметность, является важной деталью любого современного двигателя. Сегодня существует большое разнообразие этих компонентов, и все они решают различные задачи.

Типы и конструктивные особенности шкивов коленвала

В двигателях используется два основных типа шкивов коленвалов, которые отличаются конструкцией и назначением:

— Ручейковые шкивы под клиноременную передачу;

— Зубчатые шкивы под зубчатый ремень.

Ручейковые шкивы — это классическое решение, которое используется на двигателях внутреннего сгорания с самого их появления. Внешняя поверхность такого шкива имеет один или несколько ручьев V-образной формы, в которые входит ремень соответствующей формы (клиновый или поликлиновый). Такие шкивы используются только в клиноременных передачах, в которых нет необходимости точной установки коленвала и агрегатов друг относительно друга. К таким передачам относятся привод водяной помпы, генератора, компрессора кондиционера, воздушного компрессора, вентилятора и насоса ГРМ.

Зубчатые шкивы — это современное решение, которое находит применение на двигателях последние два-три десятка лет. Такие шкивы используются в передачах с зубчатыми ремнями, которые заменяют цепной привод ГРМ. Зубчатые шкивы коленвала и агрегатов и соединяющий их зубчатый ремень обеспечивает определенное положение агрегатов друг относительно друга. В большинстве случаев зубчатый шкив используется для привода ГРМ и водяной помпы, а привод остальных агрегатов осуществляется отдельной клиноременной передачей.

Также существуют комбинированные шкивы, который представляют собой конструкцию из зубчатого и клинового (либо поликлинового) шкивов. Такие шкивы используются для привода ГРМ и ряда вспомогательных агрегатов двигателя. Клиновых/поликлиновых шкивов в такой конструкции может быть несколько (до четырех).

Все указанные шкивы по конструкции делятся на два типа:

Шкивы первого типа — это цельные детали, отлитые или выточенные из одного куска металла (чугуна или стали). Такие шкивы наиболее просты и дешевы, однако передают на агрегаты все колебания, возникающие при вращении коленчатого вала.

Шкивы второго тип являются составными, они состоят из ступицы и венца, соединенных через резиновое кольцо. За счет наличия резинового кольца осуществляется развязка ступицы и венца, поэтому возникающие при вращении коленвала колебания и вибрации ослабляются. Такие шкивы более тяжелы, сложны и дороги, однако это окупается лучшей надежностью и долговечностью всего ременного привода.

Также шкивы делятся на две группы по типу крепления:

— Крепление с помощью центрального болта и шпонки;

— Крепление на несколько (2-6) болтов.

В современных двигателях шкив коленчатого вала, особенно в случае ременного привода ГРМ, чаще всего крепится на одном болте, а удерживается от проворачивания с помощью шпонки. Вспомогательные шкивы могут крепиться с помощью нескольких болтов, причем монтаж выполняется на ступицу, которая является либо продолжением звездочки цепного привода ГРМ, либо отлита на носке коленвала, либо является самостоятельной деталью с шпоночным креплением на носке вала.

На шкивах современных двигателей помимо ручейков или зубцов под ремень может быть выполнен зубчатый венец для работы датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). Венец является так называемым задающим диском датчика коленвала, он может быть отлитым вместе со шкивом, либо выполняться в виде отдельной детали с креплением на болтах.

Любой шкив коленвала при изготовлении подвергается балансировке для устранения колебаний и биений. Для удаления излишков металла в шкиве высверливаются небольшие углубления.

Вопросы замены и ремонта шкива коленвала

Шкив коленвала — деталь надежная и долговечная, однако со временем возможно его повреждение и выход из строя. При обнаружении износа зубчатого шкива, а также в случае появления трещин, сломов, деформаций и иных повреждений шкив следует демонтировать и заменить на новый. Демонтаж шкива также может потребоваться и при выполнении ремонтных работ на двигателе.

Процесс замены шкива коленвала зависит от типа его крепления. Наиболее просто снять шкив на болтах — достаточно выкрутить болты, при этом следует зафиксировать коленчатый вал, не допуская его проворачивания. Демонтаж зубчатого шкива на одном болте несколько сложнее и в общем случае выглядит следующим образом:

  1. Зафиксировать автомобиль, подложив под колеса упоры, в случае бензинового двигателя снять с катушки зажигания разъем (для того, чтобы стартер проворачивался, но двигатель не запустился), в случае дизельного двигателя снять разъем с клапана подачи топлива ТНВД;
  2. Обработать болт каким-либо средством, которое поможет сорвать крепеж с места без его поломки;
  3. Надеть на болт ключ с длинной рукояткой, она должна доставать до пола, либо дополнительно использовать трубу;
  4. Прокрутить стартером двигатель — в этом случае болт должен провернуться. Если не получится с первого раза, то можно повторить;
  5. Выкрутить болт;
  6. С помощью специального съемника демонтировать шкив с носка коленчатого вала.

Следует заметить, что для доступа к шкиву в автомобилях с продольным расположением двигателя лучше воспользоваться смотровой ямой, а в автомобилях с поперечным расположением двигателя придется демонтировать правое колесо.

При срыве болта следует соблюдать осторожность — он ввернут с большим усилием, поэтому довольно высок риск его поломки. Снимать шкив с коленвала рекомендуется с помощью специального съемника, хотя можно воспользоваться и простой монтажной лопаткой, но в этом случае также следует соблюдать осторожность. На некоторых шкивах предусмотрены специальные резьбовые отверстия, в которые можно ввернуть болты и снять шкив. Однако в этом случае под вворачиваемые болты следует подкладывать стальной лист, так как болт может продавить переднюю стенку блока двигателя или другие расположенные под ним детали.

Монтаж шкива коленчатого вала осуществляется в обратном порядке. Однако здесь может возникнуть сложность, так как шкив плотно устанавливается на носок коленвала, что требует больших физических усилий. Место посадки шкива для облегчения его монтажа можно обработать консистентной смазкой.

При правильной замене шкива коленчатого вала все агрегаты двигателя будут работать нормально, обеспечивая надежное функционирование всего силового агрегата.

Категория Tesla