Газель Next: новое поколение российских малотоннажных грузовиков

Новое поколение фургонов «ГАЗель-Next»

На трассе Формулы 1 в Сочи прошел первый тест-драйв нового поколения цельнометаллических фургонов «ГАЗель-Next» и грузопассажирских версий «Комби»

Учиться никогда не поздно

Стоит отметить более творческий подход конструкторов к «ГАЗели-Next», чем это было в начале 90-х, в период разработки еще той «ГАЗели». Тогда на российских дорогах было мало LCV-иномарок, тем более новых. Старья – хватало. Но что толку от анализа конструкции заднемоторного Volkswagen T2 и даже более современного Т4 переднеприводного, если компонентная база у «ГАЗа» была только «волговская»… Альтернативы классической компоновке не существовало. Однако и тогда из любого фургона-иномарки не делали «священную корову», а сейчас – тем более. Мы давно поняли, что хорошо для эксплуатации LCV в России, а что плохо. К примеру, давно замечено: «ГАЗель» меньше буксует зимой, чем переднеприводные иномарки. Спаренные шины на ведущем мосту не только лучше одинарных приспособлены к перегрузу, но с ними еще и проще ездить по снегу, гололеду и грязи. Или к вопросу о рамной конструкции «ГАЗелей»: уже лет десять как утихли разговоры о том, что нужен несущий кузов, а рама – архаизм… Но многие полезные решения, и даже просто приятные мелочи иномарок, нижегородские конструкторы учитывают и внедряют. Какие-то неудачные элементы конструкции на прежней «ГАЗели» уже было сложно устранить, а на «ГАЗель-Next» – пожалуйста.
Однозначно неудачными были замки задних распашных дверей: ушлые водители или пару отверток засовывали между створками и бампером, или деревянные клинышки, а то и навесной замок вешали. Сдвижная дверь из-за дурацких роликов и направляющей у нерадивых шоферов бывало вообще отваливалась. На «ГАЗель-Next» замки более надежные, изначально импортные, а теперь их по лицензии делают в Набережных Челнах. Каждая створка закрывается своим замком, фиксируется вверху и внизу. Есть даже специальные подвижные контакты для подачи напряжения на фонарь освещения номерного знака. На боковой двери замок тоже импортный, а направляющая – турецкой фирмы Rollmech Automotive. Такие механизмы сдвижной двери стоят на Ford Transit. В результате на ЦМ «ГАЗель-Next» сдвижная дверь закрывается и открывается четче и с гораздо меньшим усилием, чем на «ГАЗели-Бизнес». Задние двери не только фиксируются при открывании под углом 90°, а еще и полностью складываются на 270 градусах. Это все благодаря трехзвенным петлям довольно хитрой конструкции – поэтому пока они тоже импортные. Ржаветь, как раньше, эти петли не должны. При полном открытии дверей створки фиксируются специальными магнитными держателями. Это впервые в России.
Понравится перевозчикам и облицовка боковин грузового отсека панелями из пластика толщиной 3,5 мм. Это полипропилен – почти вечный материал. По прочности и водостойкости он не идет ни в какое сравнение с ДВП, МДФ и прочими фанерами. Серый цвет – на всю толщину панелей. Царапины не видны. Внутри кузов ЦМ «ГАЗель-Next» можно мыть чуть ли не из шланга, под давлением. Для вентиляции скрытых полостей в облицовке применили специальные решетки. Высота панелей может быть разной, на выбор – до линии окон или почти под потолок. Все отлично, но пока нет пластиковых накладок на колесных арках… Говорят, скоро появятся. Поверх рифленого стального пола уложена бакелитовая фанера толщиной 9 мм. Она не столько придает прочность полу, сколько предохраняет краску и металл от царапин и абразивного износа. На полу десяток такелажных петель-антапок для надежной фиксации груза сеткой или стропами.
Совершенно невиданная раньше вещь, тоже подсмотренная у иномарок, – специальный лючок в перегородке для перевозки длинномерных грузов. Он небольшой, 78х24 см, позволяет просунуть что-то длинное (доски, лестницу, бруски, трубы) прямо под пассажирское сиденье, до упора в моторный щит. Длина – до 5 метров при закрытых задних дверях. Для удобства перевозки высоких грузов увеличили высоту проемов задних дверей – прямо под потолок. В сравнении с прежними поколениями «ГАЗели» двери стали выше на 431 мм, максимальная внутренняя высота составляет 1927 мм.
Порадовал и грузопассажирский вариант «ГАЗели-Next», нового поколения «Комби». Такое исполнение «ГАЗели» всегда было универсальным по применению – шесть пассажиров плюс водитель и тонна груза. Потенциал позволял решить множество проблем как при работе в какой-нибудь фирме, так и при использовании грузовичка в частном секторе.
Но такого уровня отделки пассажирского отсека раньше не было. Опять-таки, здесь старались подтянуть комфорт до уровня иномарок или даже до заказных комплектаций, которыми оснащали «ГАЗели-Бизнес» «Комби» различные тюнинговые компании. Но теперь почти все это уже есть в базовой комплектации! И при этом – в неплохом исполнении.
Ширина сдвижной боковой двери у ЦМ «ГАЗель-Next» 1044 мм. Понятно, что в нее на фургоне элементарно пройдет европалета (800х1200х145 мм). Но на «Комби» длина двери еще и задает длинe пассажирского отсека. Хотя его несколько уменьшает выпуклая пластмассовая перегородка. Напомним, по звездной классификации, у автобусов расстояние между сиденьями должно быть от 68 до 90 см. То есть у «ГАЗель-Next» «Комби» с ее 80 см от спинки заднего ряда до передних сидений – близко к четырем звездам! В «Комби» удачно вписалось новое сиденье от двухрядной кабины – с возможностью откинуть спинку вперед и получить спальное место 170х80 см (вдруг где понадобится заночевать?). Раньше было попроще и с меньшим комфортом – на втором ряду монтировали два пассажирских сиденья от бортовой «ГАЗели». На новом заднем диване не пропадает и пространство под подушками сиденья – там во всю длину и ширину расположена емкость для различного водительского скарба. В принципе там можно держать и постельные принадлежности – как в хорошем магистральном грузовике. Явный недостаток исполнения этого ящика – трубы каркаса внутри и стальная облицовка снаружи. Рационально используется и высота крыши: над передним рядом сидений, во всю ширину салона, размещена глубокая (50 см!) багажная полка. Говорят, она выдерживает груз до 30 кг – получилась прочной. Над полкой разместили плафон освещения, а панель крыши теплоизолировали. На спинках сидений первого ряда разместили откидные столики – как в туристическом автобусе. Помимо этого, для удобства пассажиров второго ряда есть различные карманы, розетка 12 В, USB-выход и ниша для мелочей. В крыше, над вторым рядом сидений, разместили стеклянный вентиляционный люк – мы к нему давно привыкли. Стекла на боковых панелях вклеены – так кузов получается более жестким. В окне пассажирского отделения, с левой стороны, есть форточка – водителю и пассажирам будет комфортно.

Еще добавить блеска…

Одна из главных проблем «ГАЗелей» прошлого поколения – низкая коррозионная стойкость кузова. Ржавчина порой уже через 3-4 года проступала сквозь краску, а на любой царапине развивалась вообще мгновенно. Естественно, это не нравится и первому владельцу, а при последующей продаже на «пауки» ржавчины обращают внимание и потенциальные покупатели. Подкрасить, а тем более хорошо перекрасить столь большую машину – сложно и дорого. Поэтому и на вторичном рынке подержанные «газели» не в цене.
На Горьковском автозаводе улучшали лакокрасочное покрытие поэтапно. В середине 2000-х ввели катофорезное грунтование – с погружением всего кузова в ванну с грунтовкой. В начале 10-х годов на «ГАЗели-Бизнес» впервые применили кузовные панели, отштампованные из оцинкованной стали. Причем уже тогда это была двухсторонняя оцинковка, которая гораздо долговечнее односторонней. На бортовой «ГАЗель-Next» коррозионностойких, оцинкованных деталей стало гораздо больше: внешняя панель двери, порог и подножка, арка колеса, усилители крыла, стойки двери. И «незаживающая рана» наших перевозчиков – капот. На нем внешняя панель из оцинковки, ее края по периметру завернуты, и внутри, на клею, держится панель усилителя капота. Точек сварки на «лице» нет, так что капот получился долговечным. Но еще большей стойкостью к возникновению ржавчины теперь обладают крылья – они пластмассовые, при этом прочные, упруго выдерживают небольшое столкновение. Такой же пластик применяется на облицовках, крыльях и капотах на «Урале-Next» и «ГАЗоне-Next». В корме ЦМ «ГАЗель-Next» пластмассовыми ударопрочными накладками закрыты задние стойки кузова и сам бампер. Мало того что они не ржавеют, они еще и удобны в случае кузовного ремонта.
Вообще у ЦМ «ГАЗель-Next» проще сказать, что сделано не из оцинковки и пластмассы. Из «черной» стали – только крыша. Показательно, что на той же окрасочной линии красят и кузова нижегородских Mercedes-Benz Sprinter. И немцев полностью устраивает качество покрытия – они не собираются напильником счищать «мерседесовскую» звезду со Sprinter российского производства. Так что еще и по качеству окраски ЦМ «ГАЗель-Next» вполне сопоставима с иномарками.

Малотоннажные автомобили «ГАЗель»: модельный ряд

«ГАЗель» — отечественный малотоннажный коммерческий автомобиль для перевозки малых партий различных грузов в стесненных городских условиях или на непродолжительных пригородных и междугородных маршрутах с невысокими эксплуатационными затратами и быстрым периодом окупаемости.

Выпуск компактных грузовиков

Производство коммерческих грузовых автомашин небольшой грузоподъемности Нижегордский автомобильный завод, входящий в концерн «Группы ГАЗ», освоил в 1994 году. «ГАЗель» (официальный заводской индекс — 3302) — такое название получил новый автомобиль — сразу завоевала популярность возможностью перевозить грузы весом до полутора тонн.

До появления этой модели выпуск малотоннажных автомобилей в нашей стране практически отсутствовал. Исключением можно считать полноприводные автомашины УАЗ, но их предназначение — это бездорожье, и эксплуатация на пригородных и городских перевозках были связаны с высокими эксплуатационными затратами, а фургоны, сделанные на базе легковых автомобилей, обладали малой грузоподъемностью. Поэтому следует считать появление модельного ряда «ГАЗель» началом нового этапа выпуска отечественных автомобилей.

Преимущества малотоннажного грузовика

При отсутствии конкуренции «ГАЗель» сразу стала популярной у индивидуальных предпринимателей и у предприятий малого и среднего бизнеса, которые в тот период стремительно развивались. Использование компактного малотоннажного автомобиля позволило эффективно перевозить грузы в условиях плотной городской застройки, а способность перевозить небольшие партии и объемы товаров делала перевозки относительно дешевыми. Еще одной особенностью новинки стала возможность осуществлять перевозки в период весеннего закрытия отечественных дорог, так как полная масса автомобиля не превышала 3,5 т.

Кроме того, у автомобилей модельного ряда «ГАЗель» были следующие достоинства и преимущества:

  • высокие динамические показатели, обеспечивающие быструю скорость перевозки и доставки грузов;
  • доступное техническое обслуживание за счет использования отечественных расходных материалов и хороших технологических жидкостей;
  • ремонтнопригодность, обусловленная простотой конструкции;
  • универсальность: наличие у «ГАЗели» бортовой платформы с возможностью установки тента позволяло перевозить различные виды грузов.

Все это усиливало популярность и востребованность автомобиля, что подтверждено большим количеством выпущенных экземпляров, счет которых идет на миллионы.

«ГАЗель-Бизнес»

Несмотря на длительный период производства и появление второго поколения малотоннажных автомобилей под индексом «ГАЗель Next», изготовление автомашин «ГАЗель» модельного ряда первого поколения продолжается в настоящее время. После ряда проведенных модернизаций серия получила обозначение «Бизнес».

В указанную серию входят следующие модификации:

  1. «ГАЗель» бортовая, грузоподъемностью до полутора тонн, в стандартном и удлиненном варианте с трехместной или шестиместной кабиной.
  2. «ГАЗель» — цельнометаллический фургон с трехместной кабиной или в версии грузопассажирского исполнения, вместимостью семь человек.
  3. Микроавтобус «ГАЗель», пассажировместимостью до 12 человек.
  4. Более 150 специальных машин на базе серии «Бизнес».

Среди значительного числа спецмашин наиболее популярными и востребованными являются:

  • эвакуаторы;
  • платформы с КМУ;
  • санитарные и школьные версии микроавтобусов;
  • фургоны разного назначения со стандартной и удлиненной базой.

«ГАЗель Next»

Второе поколение коммерческих малотоннажных автомобилей ГАЗ производится с 2013 года. Модельный ряд «ГАЗелей Next» включает следующие модификации:

  1. Бортовую версию с двумя вариантами кабины: в трехместном или семиместном исполнении, на стандартной или удлиненной базе.
  2. Фургон цельнометаллический стандартный с трехместной кабиной или грузопассажирская версия с возможностью перевозки до семи человек.
  3. Микроавтобусы различного назначения: туристический, школьный, городской.
  4. Пригородный автобус Citiline вместимостью до 19 пассажиров.
  5. Около 150 различных вариантов специальных машин.

Автомобили серии «Газель Next» комплектуются более мощными двигателями, в том числе дизельными, что повышает энерговооруженность автомашины. Это позволяет выпускать модификации с производительным специальным оборудованием. Поэтому одними из самых востребованных моделей являются «ГАЗели» с термобудками, которые оборудованы специальным холодильным оборудованием для транспортировки скоропортящихся грузов.