Автомобильный аккумулятор малым током

Каким током лучше заряжать автомобильный аккумулятор

У большинства автолюбителей рано или поздно возникают вопросы: как правильно зарядить автомобильный аккумулятор? Каким током заряжать автомобильный аккумулятор?

Для ответа на эти вопросы нужно разобраться, как определить, что батарея нуждается в подзарядке?

Признаки, говорящие о том, что аккумулятор необходимо зарядить

Плотность электролита в полностью заряженной батареи, находящейся в рабочем состоянии, составляет 1.28 г./куб. см. Данный показатель является самым оптимальным для нормальной работы батареи транспортного средства, находящегося на территории РФ. Исключением считаются самые северные районы, где рекомендуется использовать электролит плотностью 1.30 г./см. Это связанно, прежде всего, с погодными условиями, поскольку температура зимой там может достигать -50 градусов.

Таким образом, в зависимости от времени года, погоды и частоты использования транспортного средства плотность может меняться, поэтому важно периодически проверять плотность электролита ареометром.

Существуют признаки, говорящие о том, что АКБ следует зарядить, и чем быстрее это сделать, тем лучше:

  • Снижение плотности электролита;
  • В случае, если транспортное средство не использовалось более 3-х месяцев;
  • Если плотность в разных баках отличается друг от друга больше, чем на 0.02 г./см. куб..

В отсутствии вышеперечисленных причин, необходимо проводить периодическую профилактическую зарядку батареи для того, чтобы снять неглубокую сульфатацию пластин. Данное действие лучше производить малым зарядным током.

Каким током рекомендуется заряжать аккумуляторную батарею

Батарею можно заряжать тремя способами:

  • Для того, чтобы определить самый оптимальный уровень подачи тока для заряда АКБ, необходимо определить ее емкость. Для наиболее качественной зарядки ток должен составлять 5% от значения емкости. Данный вариант является самым оптимальным для хорошего заряда, поскольку, чем меньше подается тока, тем лучше заряжается батарея.
  • Можно воспользоваться еще одним вариантом заряда устройства, который существенно сэкономит время автолюбителя. Следует помнить, что этот вариант следует применять только в том случае, если батарею необходимо зарядить срочно, а времени имеется мало. Тогда надо также определить ее емкость, и подать ток величиной 10% от емкости аккумулятора.
  • Альтернативным вариантом может стать такой вариант:
  • Произвести зарядку устройства сначала током, равным 10% от емкости АКБ;
  • Подождать, когда плотность поднимется до 1.26 г./куб. см.;
  • Уменьшить заряд в два раза, т.е. до 0.05 г./куб. см.;
  • Продолжить заряжать до 1.28 г./куб.см.

Следует помнить, что для профилактической зарядки рекомендуется использовать только первый вариант.

Более высокий заряд тока использовать не рекомендуется, поскольку его действие приводит к короблению пластин и выводу активной массы из решеток. Эти факторы негативно сказываются на работе аккумулятора и приводят к сокращению его службы.

Таким образом, самым лучшим и оптимальным током, которым следует заряжать батарею аккумулятора, считается 5% от значения емкости АКБ.

Подготовка аккумулятора к зарядке

Перед процедурой подзарядки АКБ требуется подготовить. Для этого следует:

  • Тщательно отчистить корпус от грязи, пыли, подтеков. Это нужно для того, чтобы грязь не попала в электролит;
  • Проверить пластины решетки. Если в какой-то из банок электролит не закрывает решетки, необходимо долить небольшое количество дистиллированной воды до такого уровня, чтобы она чуть прикрывала решетку пластин. Если они закрыты, то воду лучше не доливать, поскольку после зарядки уровень электролита станет намного выше допустимого и заряжать ее надо будет дольше;
  • Отсоединить от АКБ штатные провода «массу» и «+»;
  • Подсоединить провода от зарядного устройства так, чтобы к «+» подключался плюсовой провод, а к минусовой клемме – минусовой провод;
  • Производить зарядку.

Заряжать батарею можно не снимая устройства с транспортного средства при условии, что провода зарядного устройства свободно до нее достают.

Можно сделать вывод, что подзарядка аккумулятора является естественным процессом, который лучше периодически производить с профилактической целью, измерив предварительно плотность электролита. Эти действия помогут увеличить срок службы батареи, уберегут ее от влияния разрушающих факторов и не дадут ей разрядиться в самый неподходящий момент. Залогом правильной подзарядки АКБ является правильная подача тока, которая обеспечить качественный заряд и отличную работу прибора. Всегда следует помнить, что чем меньше подается тока – тем лучше производится заряд, чем больше – тем более разрушающе он действует на батарею.

Полезные советы автолюбителям

Ток зарядки автомобильного аккумулятора

Чтобы зарядить аккумуляторную батарею (АКБ) не нужно каких-либо профессиональных знаний, так как этот процесс не представляет особых трудностей. Для этого необходимо всего лишь внимательно прочитать руководство по эксплуатации зарядного устройства (ЗУ), иметь данные об аккумуляторе, а также понимать, какой ток предпочтительнее для зарядки аккумулятора. От этого зависит продолжительность срока службы АКБ.

Правильное подключение зарядного устройства

Правильное подключение зарядного устройства

Во избежание потери информации блоком управления двигателем, сбоя настроек дополнительного оборудования и прочих неприятностей, вызванных снятием аккумулятора и отключением всех систем от питания, заряжать АКБ рекомендуется непосредственно на авто. Для этого необходимо следовать некоторым правилам:

  • все электроприборы при подготовке и непосредственно зарядке, следует отключить либо перевести в режим сна;
  • ЗУ рекомендуется подключать к клеммам АКБ только в выключенном состоянии и при минимальном токе;
  • в процессе зарядки АКБ автомобиля, ток зарядки аккумулятора необходимо постепенно добавлять;
  • -контакт на клеммах должен быть максимально качественным.

Если при зарядке падает ток, то это значит, что схема ЗУ привязана к напряжению. При зарядке аккумулятора уровень заряда поднимается, и ток соответственно тоже растет.

Способов зарядки существует несколько и каждый из них имеет свои особенности.

Зарядка током постоянной силы

При таком способе сила тока выступает как постоянная, а рассчитать средний ток зарядки аккумулятора можно следующим образом:

  • для кислотных АКБ – емкость аккумулятора согласно паспорту разделить на 10;
  • для щелочных – разделить на 4.

Кислотные АКБ для авто являются более чувствительными к условиям эксплуатации и режимам в процессе зарядки, а также такие АКБ являются наиболее распространенным видом. Ток зарядки аккумулятора на автомобиле подбирается в соотношении общей его емкости произведенной на 0,1. Т.е. если эта емкость составляет 60А/ч, то ток устанавливается 6А.

Для зарядки аккумулятора мотоцикла, емкостью 6А/ч, достаточно тока 0,6 Ампер. Такой ток может дать портативное зарядное устройство импульсного типа «Аида УП-12».

При зарядке АКБ постоянным током нужно контролировать температуру и плотность электролита а также напряжение на АКБ

При этом способе нужно контролировать температуру электролита, его плотность и напряжение аккумулятора. О том, что АКБ зарядился полностью, свидетельствует неизменное напряжение и плотность электролита, а также бурное выделение газов. Но за процессом нужен периодический контроль (хотя бы каждый час), так как для качественной зарядки ток необходимо регулировать и не пропустить газовыделение в период окончания зарядки.

Чтобы увеличить уровень заряда АКБ, ток, при увеличении напряжения до 14,4В, должен быть уменьшен вдвое. Зарядка аккумулятора малым током продолжается до тех пор, пока не начнется выделение газов.

Ускоренная зарядка

Данный способ применяется для ускоренного восстановления рабочего состояния АКБ за счет зарядки на повышенных значениях тока. Отличается он от вышеописанного метода лишь тем, что в этом случае сила тока для зарядки аккумулятора немного больше. Ее значение устанавливается в зависимости от максимально возможного тока, который способно выдавать ЗУ.

Ускоренная зарядка АКБ, при постоянном использовании, сокращает срок его службы

Основным недостатком ускоренного способа зарядки (при его частом повторении) является сокращение длительности эксплуатации АКБ. Поэтому применять этот метод нежелательно. Поскольку форсированная зарядка не предполагает заряд АКБ до полного восстановления ее емкости, то его необходимо в ближайшее время дозарядить более приемлемым методом.

Зарядка АКБ при стабильном напряжении

Уровень заряда, в случае использования этого метода, зависит непосредственно от напряжения, которое в состоянии обеспечить ЗУ. Например, если самое большое напряжение на выходе ЗУ составляет 14,4В, то при непрерывном заряде на протяжении суток, АКБ зарядится максимум на 85%, при этом значении напряжения в 15В – до 90%, при 16В – до 97%. Полной зарядки можно достичь только при использовании ЗУ с напряжением на выходе 16,4 В.

Полная зарядка АКБ при постоянном напряжении требует не менее 24 часов

Этот способ позволяет заряжать АКБ автоматически, в наблюдении за процессом здесь нет необходимости. Окончание зарядки определяется по напряжению на выводах АКБ, оно должно равняться напряжению на выходе ЗУ плюс 0,1В. Но для 95% заряда, если зарядка выполняется при помощи ЗУ с выходящим напряжением 14,4В, потребуется больше 24 часов.

Зарядка аккумулятора импульсным током

Импульсная зарядка – это применение ЗУ с непостоянным током либо напряжением, т.е. их величины увеличиваются и уменьшаются с определенным интервалом. Импульсный ток подразделяется на ассиметричный и пульсирующий.

При зарядке на ассиметричном токе в каждом цикле происходит изменение его полярности. Но электрический заряд больше при прямой полярности, нежели при обратной (соотношение заряда к разряду 10/1, а продолжительности их импульсов 1/2). Благодаря этому и заряжается АКБ.

Пульсирующий ток заряжает батарею за счет изменения своей величины, а полярность при этом остается неизменной.

Зарядка АКБ с использованием стабилизатора тока

Стабилизатор тока для зарядки аккумулятора представляет собой устройство с безтранформаторной схемой с конденсаторами. Этот прибор позволяет заряжать стабильным током 130мА одновременно до 4 АКБ. Ток можно уменьшить до 65мА, если удалить 1 конденсатор.

При использовании стабилизатора напряжения можно одновременно заряжать до 4 АКБ

Аккумуляторы необходимо подключать параллельно размещению стабилитронов в схеме, соблюдая при этом полярность. Именно стабилитроны позволяют одновременно без переключателя производить зарядку 4 батарей, за счет того, что во время зарядки он находится в закрытом положении, а когда АКБ отсутствует в ячейке – стабилитрон открывается, что способствует пропусканию тока.

Аккумуляторные батареи подключаются к стабилизатору тока непосредственно перед его включением в сеть. При его эксплуатации следует быть предельно внимательным, потому что его выходные клеммы связаны с сетью, а одно неосторожное движение может привести к поражению электрическим током.

Методы заряда аккумуляторов

Метод заряда током постоянной силы.

Полный заряд АКБ происходит при подключении ее к источнику тока постоянной силы с напряжением до 16,2 В. Сила тока при 20-часовом заряде берется равной 1/20 Ср, а при 10-часовом — 1/10Ср (где Ср — номинальная емкость АКБ).

Преимуществом заряда током постоянной силы является возможность полного заряда батареи. Чем меньше зарядный ток, тем глубже заряд. Однако, не стоит впадать в крайность — при совсем низком токе время зарядки будет несравнимо большим. Наоборот, при очень большом токе батарея «закипит» значительно быстрее, но при этом не успеет зарядиться на все 100%.

К недостаткам данного метода относятся:

  • необходимость стабилизации силы тока,
  • обильное газовыделение,
  • возможность повышения температуры.

Для снижения указанных отрицательных эффектов применяют двухступенчатый режим заряда. В течение 1-й ступени производят заряд током 0,1Ср до достижения АКБ напряжения 14,4 В. Затем продолжают заряд током, уменьшенным в 2 раза.

Метод заряда при постоянном напряжении.

Данным методом можно зарядить АКБ до 90-95% номинальной емкости. Недостаток метода — значительный нагрев батареи из-за большой силы тока в начале заряда.

Напряжение источника, к которому подключена АКБ, выдерживается постоянным.

В зависимости от величины напряжения ток может достигать в начале процесса значительной силы, а затем по мере заряда снижается до нуля. Обычно напряжение источника равно 14,6-15 В.

Есть и неклассические способы.

Метод подзаряда малым током.

Величина тока от 0,03 А до 0,5 А. Используется для компенсации тока саморазряда и поддержания АКБ в заряженном состоянии, также для восстановления ее емкости в тренировочном цикле.

Автоматический метод заряда. Современный, оптимальный метод заряда батарей, состоящий из двух этапов. На первом этапе производится заряд АКБ током постоянной силы 0,1Ср, после того как напряжение АКБ возрастет и достигнет 14,4-14,8 В (напряжения ограничения), дальнейшая подзарядка происходит при постоянном напряжении с автоматически уменьшающимся током.

Этот метод исключает отрицательные эффекты, присущие вышеперечисленным способам. Он обеспечивает автоматическое поддержание оптимальной скорости заряда, не допуская опасного для батареи перенапряжения, приводящего к обильному газовыделению и кипению электролита.

При правильно выбранном напряжении величина силы тока уменьшается до значения, компенсирующего саморазряд А=E.

ВНИМАНИЕ!

  • Производить заряд АКБ разрешается только в помещениях с подходящей приточно-вытяжной вентиляцией!
  • Во время заряда выделяется взрывчатая смесь водорода и кислорода, вредная для жизни и взрывоопасная!
  • Не подходите к аккумулятору, особенно во время заряда, с открытым огнем или зажженной сигаретой! Не производите никаких действий, способствующих образованию искры!
  • При выключенном двигателе и всех потребителях электроэнергии отсоедините как описано выше и выньте аккумулятор из автомобиля (при зарядке батареи на автомобиле обязательно отсоедините электрические кабели и следуйте инструкции автомобиля)!
  • Аккумулятор заряжается только постоянным током!
  • Запрещено осуществлять заряд аккумулятора высокими зарядными токами!